Версия для слабовидящих
Главная СМИ о нас Газета «Томские новости». Свет и тень «гаражной» экономики

Газета «Томские новости». Свет и тень «гаражной» экономики

Опубликовано:

 

Президент России заявил, что хочет вывести так называемую «гаражную» экономику из тени. Владимир Путин потребовал сделать так, чтобы механики, строители, репетиторы, дантисты, ветеринары и другие специалисты сами захотели «выйти из гаража» и платить налоги. По оценкам экспертов, теневая экономика составляет четверть ВВП России, в ней на данный момент задействованы около 30 млн россиян – 40% экономически активного населения страны.

Однако некоторые специалисты уверены, что попытка заставить всех узаконить свою деятельность приведет не к увеличению налогооблагаемой базы, а к разрушению теневой экономики и снижению деловой активности россиян. Нужно или нет выводить миллионы граждан из «гаража» и если нужно, то как? Размышляют эксперты «Томских новостей».

 

Валерий Падерин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Томской области

Не бюджета ради, а пользы для

– С одной стороны, люди, которые работают в параллельной экономике, действительно вне закона и не платят налоги. С другой стороны, они делают это не от хорошей жизни. Им неуютно существовать в тени, так как они чувствуют себя бесправными и живут в постоянном страхе, в любом человеке видят проверяющего из контролирующих органов.

Обычно мы гордимся тем, что у нас низкие налоги. Но предприниматели платят не только налоги, но и большое количество всевозможных сборов и отчислений. Часть – официальные, но бывает и «мы вам не дадим лицензию, если вы не сделаете проект какого-нибудь влияния вашего бизнеса на окружающую среду, причем сделать такой проект может одна фирма, расположенная по такому-то адресу…».

По оценке федерального уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова, на все эти официальные и неофициальные платежи уходит 52% дохода предпринимателей. Такие издержки для многих просто непосильны, они не дают честно работать и заставляют людей уходить в тень.

Предприниматели хотят работать честно. Я не раз слышал от них о том, что был момент, когда доходы позволяли им работать открыто и все платить, и это было для них большим удовольствием: никого не надо было бояться, можно было честно смотреть людям в глаза. Но после повышения взносов социального страхования им пришлось уйти в тень.

Предприимчивость наших людей в сочетании с некомфортной для них системой налогообложения зачастую приводит к совершенно абсурдным случаям. Например, как рассказал Борис Титов во время приезда в Томск, бывшие работники Челябинского тракторного завода делают в своих гаражах запчасти для танков, причем на экспорт! Во многих странах до сих пор эксплуатируются устаревшие танки советского производства, а запчасти для них челябинский завод уже не производит, ему интереснее заниматься новыми танками. И возникший спрос удовлетворяют частные умельцы. Каким-то образом они умудряются сбывать незаконную продукцию военного назначения за рубеж.

Легализовать подпольный бизнес необходимо, потому что теневые предприниматели имеют большое преимущество перед своими конкурентами, работающими законно. В итоге работать официально становится в принципе невозможно.

Водителям такси помимо лицензии и документов на машину необходимо иметь договор с медицинским учреждением о том, что перед выходом на линию водитель проходит медицинское освидетельствование. Этот договор стоит немало, а штраф за его просрочку и вовсе огромный. В Первомайском районе таксист, уличенный в том, что его договор с районной больницей оказался просроченным на несколько дней, был наказан штрафом в 30 тыс. рублей. Если же у таксиста нет лицензии и тем более договора с больницей, то он платит штраф за свою незаконную деятельность – 500 рублей. При таких условиях теневой таксист всегда выиграет конкуренцию у официального. Ведь для пассажиров главное – стоимость поездки, а не лицензия и медицинское освидетельствование.

Но выводить предпринимателей из тени нужно не ужесточением наказания, а снижением издержек. Малый бизнес, составляющий львиную долю «гаражной» экономики, ценен для государства не в качестве источника пополнений казны, а с социально-экономической точки зрения. Во-первых, он позволяет обеспечить занятость десятков миллионов граждан. Во-вторых, предоставляет услуги, которые никогда не умело оказывать государство. В советские времена каждый водитель возил в багажнике монтажку для разбортовки колес. Сейчас многие водители уже и не знают, как это делается, потому что на каждом углу есть шиномонтажная мастерская.

Значительную часть теневой экономики составляют те, кто готов делать что-то сам, но не готов создавать рабочие места для других – репетиторы, няни, сборщики дикоросов. Они тоже хотят легально работать. И второй год мы пытаемся пробить через правительство закон для упрощения легальной деятельности самозанятых граждан. Чтобы они, например, платили 3 тыс. рублей в месяц и спокойно работали, не бегая по чиновничьим кабинетам и не боясь контролирующих органов.

 

↑ Наверх