Версия для слабовидящих
Главная Актуальные темы Введение платы с 12-тонников за пользование федеральными трассами

Введение платы с 12-тонников за пользование федеральными трассами

Опубликовано:

 

С 15 ноября проезд транспорта массой более 12 тонн по федеральным трассам станет возможным только при условии внесения оплаты. Такое требование внесено в статью 31.1 федерального закона №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ». Первоначально был установлен размер оплаты по ставке 3,73 руб. за километр. Но за 5 дней до вступления поправки в силу правительство снизило дорожный сбор для грузовиков в 2,5 раза.

До 29 февраля 2016 г. включительно размер платы составит 1,53 руб. за один км пути. А с 1 марта 2016 г. до 31 декабря 2018 г. включительно — 3,06 руб. за км. Об этом сообщает «Российская газета». Соответствующее постановление подписал глава правительства РФ Д. Медведев.

— Снижение размера платы за пользование федеральными трассами, конечно, позволит не нанести бизнесу тот ущерб, которого мы ожидали поле 15 ноября при размере тарифа в 3,73 рубля, — говорит Валерий Падерин, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Томской области. — Однако это все же половинчатая мера. Во-первых, послабление будет действовать всего 3,5 месяца, затем размер тарифа практически приблизится к первоначальному значению. Во-вторых, в системе по-прежнему остаются недоработки, негативно влияющие на предпринимателей. Тем не менее, это дает нам время добиваться дифференциации размера оплаты для удаленных от «центра» регионов. Читать далее...

СМИ:

20 февраля 2016, «Эхо Москвы»: Повышения тарифов в системе с 1 марта не произойдет, компенсации транспортного налога дальнобойщикам в счет уплаты сборов в систему «Платон» начнутся с середины лета. Читать...

 

Информация по теме

Новый дорожный сбор: для чего это нужно?

Цель изменения законе о дорожной деятельности, которое вводит плату за пользование федеральными трассами, — сбор средств для обеспечения текущего и капитального ремонта дорог общего пользования федерального значения с пользователей этих дорог. По данным Минтранса, в настоящее время на капитальный ремонт федеральных трасс не хватает до 50% от необходимой суммы.

Министерство экономического развития РФ подсчитало, что новый дорожный сбор (при первоначально заявленном размере платы в 3,73 руб. за км) принесет около 40 млрд рублей в год (по всей стране в целом). Из них 30 млрд рублей будут направляться на содержание и ремонт федеральных трасс, а 10 млрд рублей в год в течение 13 лет Росавтодор планирует перечислять оператору системы на его содержание. Таким образом, себестоимость системы составит 25% от сборов.

Как это будет работать?

Правительство определило оператора, который должен контролировать использование федеральных трасс транспортными компаниями и собирать платежи. Им стало ООО «РТИ ТС». Представительства этой компании будут открыты во всех регионах (в настоящее время открыто 138 филиалов). В Томске «РТИ-Центр» (представительство системы взимания платы «Платон») прошло «приемку» Росавтодора 30 октября этого года и уже контактирует с первыми клиентами.

Оператор должен заключить договор с компаниями, осуществляющими перевозку, предоставить на безвозмездной основе оборудование — бортовые устройства, которые через спутник должны отслеживать маршрут машины, и за каждый километр, который эта машина проехала по федеральной трассе, автоматически списывать плату согласно тарифу.

Томские предприниматели: о слабых сторонах новой системы

— В Томске бортовые устройства нам пока получить не удалось, — рассказывает представитель одной из томских компаний, осуществляющих автомобильные перевозки грузов. — Мы связывались с представительством оператора в Новосибирске и Красноярске. Везде нам отвечали одно и то же: приборов пока нет и появятся они, возможно, к середине 2016 года.

Пока же оператор предлагает транспортным компаниям составлять так называемые «маршрутные карты»: схему движения для каждого отдельного автомобиля на каждую поездку. Перевозчики в один голос говорят, что составление «маршрутных карт» приведет к серьезным временным и финансовым издержкам, в том числе и из-за возможных внеплановых отклонений от маршрута. Каждое отклонение грозит штрафами: от 40 тыс. руб. для индивидуального предпринимателя, до 450 тыс. руб. за первое нарушение и до 1 млн руб. за второе для юрлица.

— Представьте ситуацию, — продолжает представитель компании, — в пути у автомобиля лопнуло колесо. Водителю необходимо изменить маршрут, зафиксированный в маршрутной карте, чтобы попасть на шиномонтаж. А мне, как владельцу, оплатить штраф в 450 тысяч. Предусмотреть такие случаи невозможно. А внесение в закон исключений, по которым штраф может не взиматься, приведет к тому, что у всех через каждый километр начнут лопаться колеса. Это поток «липовых» документов и поле для коррупции.

В итоге производитель, который сам развозит свой товар, вынужден будет «играть» на цене в ущерб потребителям, а предприятия, которые оказывают только услуги по транспортировке, вынуждены будут работать в минус.

— Наши грузовики, которые подходят под указанные параметры, за год проезжают в общей сложности 5 млн километров. И все маршруты проходят, в основном, по федеральным трассам, — рассказывает Василий Руссков, заместитель директора ООО «Томское пиво», одной из крупнейших компаний-товаропроизводителей в Томской области. — Это означало почти 19 млн рублей при первоначальном размере тарифа и более 7,5 млн рублей при нынешнем дополнительных расходов, которые мы должны будем как-то компенсировать.

— Владелец компании в этой ситуации оказывается незащищенным еще и от действий недобросовестного водителя, — добавляет Семен Синицын, генеральный директор ООО «Сибирские инновационные системы», которое занимается внедрением навигационного и специализированного автомобильного оборудования. — Если водитель «забыл» включить бортовое устройство или без объективной причины намеренно изменил маршрут, предприниматель будет вынужден оплатить серьезный штраф.

Реакция бизнеса

За отсрочку вступления в силу изменения в «дорожный закон» выступили транспортники  в нескольких регионах страны.

Так, 8 октября в Новосибирской области руководители автотранспортных предприятий Сибирского региона подписали обращение к Президенту РФ с требованием перенести срок введения системы «Платон» на 1 января 2019 г., понизить размер платы и пересмотреть принцип оплаты. Более пятисот представителей перевозчиков (в том числе водителей) признали, что действие постановления приведет к банкротству отрасли.

16 октября в г. Екатеринбурге состоялась встреча представителей бизнес-сообщества и Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б. Титова, на которой была поднята данная проблема как одна из наиболее острых. Предприниматели Свердловской областии предложили бизнес-омбудсмену перенести срок вступления в силу изменения в заком на ближайшие 2-3 года, ссылаясь на то, что введение платы приведет к удорожанию стоимости перевозок до 20% и существенному удорожанию товаров для потребителей, а также на то, что в последние три года фрахтовые ставки на основных направлениях работы российских международных автоперевозчиков снизились на 15-30%, при этом стоимость топлива за этот же период выросла более, чем на 40%; увеличился акциз на дизельное топливо; с 01.09.2012 г. введен утилизационный сбор, который также относится к числу обязательных платежей; а размер транспортного налога  остался на неизменном уровне.

Получив ряд обращений по поводу введения платы за пользование федеральными трассами от представителей томского бизнеса Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Томской области Валерий Падерин направил письмо Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б. Титову с предложениями:

1) отложить вступление в силу ст. 31.1 Федерального закона № 257-ФЗ;
2) снизить размер платы одним или несколькими возможными путями:
а) за счет снижения размера тарифа,
б) за счет установления предельного значения пройденного пути,
в) путем установления льготного тарифа для отдаленных от европейской части РФ регионов (Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов),
г) путем установления дифференцированного по типам груза тарифа или отмены платы для перевозчиков продуктов питания.

Фото: Петр Кассин / «Коммерсантъ»

11 ноября в нескольких регионах России начались акции протеста. Водители сбавляют скорость ниже допустимого предела или останавливают машины вдоль трасс. Одна из колонн собрала 370 автомобилей и растянулась на 15 км. Протестующие требуют отмены сбора с большегрузных автомобилей.

Подробнее:

Lenta.ru: Стоп, машина! Российские дальнобойщики устроили массовую акцию протеста >>

РИА Новости: Около 60 фур приняли участие в акции на трассе «Дон» в Подмосковье >>

РИА Новости: В Госдуме выступают за отмену сборов с дальнобойщиков на ремонт дорог >>

В этот же день томские перевозчики присоединились к всероссийской акции протеста.

Подробнее:

ТВ2: Около пятидесяти большегрузов приняли участие в акции протеста в Томске >>

В Томске: Акция томских дальнобойщиков спровоцировала серьезную пробку на новом мосту >>

Томск.ру: Система взимания платы готова к запуску — гендиректор «РТ-Инвест Транспортные Системы» >>

Вести-Томск (видео): Поговаривают, в ближайшем будущем платными могут стать и дороги регионального и местного значения. А пока этого не случилось, водители спешно корректируют маршруты, чтобы максимально «обогнуть» платные трассы >>

РБК: На фоне акций протеста в регионах власти приняли решение взимать штрафы за неоплаченный проезд с 15 ноября только в Подмосковье, в остальных регионах — с мая >>

Портал «В Томске»: Томские дальнобойщики просят Путина отменить систему «Платон» >>

 

КОММЕНТАРИИ

 

Валерий Падерин, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Томской области:

— Для предприятий, осуществляющих перевозки по России (как своим, так и наемным транспортом), ввод оплаты за пользование федеральными трассами, по сути, означает тройной налог (вдобавок к транспортному налогу и акцизам на бензин). В особенности это касается предпринимателей в регионах, отдаленных от европейской части России, – Урала, Сибири и Дальнего Востока: значительная часть уплачиваемого ими сбора будет направляться на ремонт федеральных трасс, расположенных в европейской части страны. Введение сбора приведет к неоправданному росту производственных и логистических затрат, которые предприниматели вынуждены будут компенсировать за счет роста цен, к сокращению производства, сделает нерентабельными поставки готовой продукции в удаленные регионы. Существует риск, что часть предприятий разорится, а часть переориентируется на железнодорожные перевозки.

 

Вадим Повзнер, Уполномоченный при губернаторе Камчатского края по защите прав предпринимателей:

— В Камчатском крае всего 38 км дорог федерального значения. Произойдет удорожание перевозимых товаров, и более того, товары, доставляемые в Камчатский край, будут иметь повышенную стоимость за перевозку по дорогам федерального значения в материковой части РФ. Еще один негативный момент заключается в том, что средства, собранные в Камчатском крае с пользователей дорог, будут направлены в федеральный бюджет, откуда, в большей своей части, перейдут в западные регионы России, где наиболее развита сеть дорог федерального значения, и нет уверенности в том, что федеральной трассе Камчатского края достанцтся средства от взимания сбора на развитие дорожной сети.

 

Виктория Бессонова, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае:

— Фактическое значение предлагаемой платы заключается не в возмещении вреда, а во взимании сборов за проезд транспортных средств, аналогичных тем, которые взимаются за проезд по платным автомобильным дорогам. Однако, в отличие от платных дорог, где пользователь оплачивает более высокое качество дороги, в данном случае предусматривается взимание платы за проезд по автодорогам, большинсто которых находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Следовательно, владелец грузового автомобиля должен нести повышенные расходы на эксплуатацию транспортных средств и дополнительно инвестировать в дорожную отрасль в надежде, что когда-нибудь российские дороги будут приведены в соответствие нормативам. В зарубежной практике такие сборы введены, в основном, на автобанах и скоростных магистралях, т.е. на дорогах с повышенными потребительскими свойствами. При этом, доля таких дорог составляет порядка 1-2% от общей протяженности дорог.

 

 

↑ Наверх