Версия для слабовидящих
Главная Актуальные темы COVID-19. Инфоцентр бизнес-омбудсмена. Горячая линия: 900-807

COVID-19. Инфоцентр бизнес-омбудсмена. Горячая линия: 900-807

Опубликовано:

 

Оперативная информационная помощь предпринимателям Томской области в период пандемии коронавируса

 

| ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНА: 8 (3822) 900-807

 

Главный региональный штаб

В Томской области действует оперативный штаб по обеспечению устойчивого социально-экономического развития под руководством Губернатора С.А. Жвачкина. В составе штаба работают заместители Губернатора, руководители департаментов, депутаты, представители федеральных структур, муниципалитетов, общественных организаций, бизнеса. Штаб проводит заседания ежедневно, по их итогам формируется план мероприятий, в том числе, по поддержке бизнеса Томской области в период распространения коронавирусной инфекции.

Инфоцентр бизнес-омбудсмена

Инфоцентр при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Томской области предоставляет актуальную информацию о действующих государственных и региональных мерах поддержки бизнеса, короткие алгоритмы действий в наиболее распространенных ситуациях, а также возможность обратиться с вопросами и получить оперативную консультацию экспертов.

В подготовке материалов инфоцентра участвуют представители органов региональной власти, контрольно-надзорных органов, иных ведомств и партнеры Уполномоченного — эксперты в сфере юриспруденции, бухгалтерии, трудовых отношений.

Ваши вопросы поступают в работу каждый будний день. Ответы готовятся в максимально короткие сроки. Информация постоянно обновляется, следите за изменениями.

Выберите нужный вам раздел:

          

          

 

 

Публикации по теме:

Эксперты отмечают рост продаж алкоголя в РФ на фоне пандемии коронавируса V

10 апреля 2020

Эксперты исследовательской компании Nielsen Россия отмечают ускорение продаж алкоголя в магазинах в РФ на фоне карантина и закрытия баров. Об этом говорится в отчете компании, который есть в распоряжении ТАСС. По мнению аналитика Константина Локтева, это также связано с запретом на онлайн-продажи спиртного.

"Рост продаж алкоголя в крупнейших розничных сетях России на неделе с 23 по 29 марта продолжил ускоряться, темпы его продаж за эти семь дней впервые обогнали значения в продовольственных и непродовольственных категориях", - приводятся в сообщении слова директора по работе с ретейлом Nielsen Россия Константина Локтева.

Как отмечается в отчете Nielsen, продажи водки в магазинах крупнейших розничных сетей России за неделю с 23 по 29 марта выросли на 31% по сравнению с показателем за аналогичный период в прошлом году. На предыдущей неделе рост составлял 21%, а двумя неделями ранее - 10%. Продажи виски за неделю 9-15 марта выросли на 19%, в период с 16 по 22 марта - на 33%, с 23 по 29 марта - на 47%. Продажи пива росли с начала марта на 15%, 14% и 25% в неделю. Объем проданных игристых вин увеличивался на 11%, 6% и 5% в неделю.

По словам Локтева, связать увеличение продаж можно сразу с несколькими факторами. Во-первых, в первые недели ажиотажного спроса большинство покупателей ориентировались на покупку товаров длительного хранения, в то время как покупка алкоголя в этот период отошла на второй план. И уже позже, создав необходимые запасы, часть покупателей приняла решение приобрести алкоголь - его продажи начали активно расти после объявления нерабочей недели. Во-вторых, Локтев отмечает влияние закрытия кафе и ресторанов, которое также привело к приросту продаж алкогольной продукции в магазинах.

Кроме того, по мнению Локтева, на рост продаж повлиял существующий запрет на продажу алкоголя онлайн. Если большинство других товарных категорий можно приобрести через интернет, то единственным способом покупки алкоголя является посещение офлайн магазинов, пояснил он.

Позиция ретейла

Крупнейший по числу магазинов в России ретейлер "Магнит" сообщил ТАСС, что согласен с выводами исследования.

Представитель "Азбуки Вкуса" отметил, что продажи алкоголя, как крепкого, так и игристых и тихих вин, выросли по нескольким причинам. К ним относится падение рубля, из-за которого люди стали закупаться любимыми напитками впрок, ожидая их удорожания, осложнение эпидемиологической ситуации в Европе и ожидание дефицита поставляемой оттуда продукции в связи с этим, режим карантина и "долгих выходных", объявленных в стране. Кроме того, по мнению ретейлеров, на увеличение продаж может повлиять временная нехватка санитайзеров и антисептиков для рук, во время которой для дезинфекции вместо спирта люди используют водку и возможно, фактор стресса, уровень которого в целом вырос у всех людей.

Источник: ТАСС

Оперативная оценка потребительской активности в РФ в период пандемии V

Исследования на основе данных Сбербанка

Каждый день банк проводит для них огромное количество финансовых операций. Информация об этих денежных потоках - гигантский массив данных, анализ которых дает представление о потребительском поведении, о развитии бизнеса и экономики страны. Мы предлагаем всем узнать больше о себе и об обществе, о финансовых и экономических процессах с помощью исследований на основе больших данных Сбербанка.

Источник: Сбербанк

Пандемия как стресс-тест: какие отрасли будут развиваться из-за вируса V

Приостановка реального сектора экономики не означает, что люди перестали пользоваться продуктами и услугами. Рассказываем, какие отрасли получат наибольший стимул к развитию из-за тотального карантина.

Об авторе: Илья Паршин, генеральный директор образовательного сервиса Учи.ру.

Пандемия коронавируса изменила ожидания на 2020 год — мировую экономику ждет рецессия. По прогнозам Economist Intelligence Unit, она упадет на 2,2%, хотя должна была вырасти на 2,3%. Российскую экономику ждет спад на 2%. Сильнее всех пострадают Италия, Германия и Аргентина. Но если посмотреть не на общую картину, а на детали, то выяснится, что некоторые индустрии только выиграют — если, конечно, сумеют грамотно отработать повышенный спрос.

По данным Ozon, в России за первую неделю пандемии сильно выросли продажи некоторых категорий товаров: пользователи купили на 200% больше подписок на игровые сервисы и онлайн-кинотеатры, вырос спрос на настольные игры (150%), товары для хобби и творчества (120%) и книги (110%). Это лишь начало стресс-теста, который позволит нескольким индустриям найти новых клиентов и существенно вырасти.

1. Доставка и агрегаторы для всех

Во многих странах, где ввели карантин, закрылись непродуктовые магазины, рестораны, кофейни и другие бизнесы. В таких условиях они могут выживать только на доставке товаров, но онлайн-продажи и логистика — это отдельное направление, которое у многих компаний не налажено или вовсе не существует. Самый быстрый способ освоить этот канал продаж в кризис — обратиться к агрегаторам товаров и партнерам по доставке. Эти игроки выиграют и получат как новых В2В-пользователей, так и В2С аудиторию.

Технологические компании первыми осваивают спрос — например, гендиректор Gett в России призвал бизнесы подключаться к доставке. «Яндекс» под брендом Yango запустил свою доставку в Израиле. Отдельная история — агрегаторы по доставке еды. В России за первые выходные количество заказов увеличилось и у Delivery Club, и у «Яндекс Еды» — двух основных игроков рынка. Сервисы получают возможность не только увеличить выручку в моменте, но и нарастить аудиторию за счет скидок для новых пользователей.

В условиях повышенного спроса сервисам приходится адаптироваться под новые реалии: они внедрили бесконтактную доставку и выдали курьерам маски. Delivery Club обнулил комиссию у части локальных ресторанов и отказался от оплаты наличными. Кроме новых требований открылись и новые возможности: «Яндекс Еда» откроется в 32 новых городах в апреле, а Delivery Club запустили быструю доставку продуктов в Санкт-Петербурге с помощью сервиса «Самокат» и планируют запустить доставку лекарств совместно с агрегатором товаров из аптечных сетей «Все аптеки» от Mail.ru Group.

2. Образование из дома

Рынок онлайн-образования — и так стабильно развивающаяся индустрия объемом в $74 млрд. В России рынок и вовсе находится в стадии взрывного роста: он увеличивается на 20—25% в год. Пандемия же придаст развитию онлайн-обучения дополнительный импульс.

Аудитория образовательных онлайн-проектов активно растет. Pearson, мировой лидер на рынке образования, отметил 400-процентный рост активности на онлайн-платформах компании. Компания дополнительно подключила к онлайн-обучению 24 тыс. учителей. В Италии, которая сильнее других пострадала от вируса, у Pearson появилось 500 тыс. новых пользователей. В Китае 278 млн учеников и студентов перешли на онлайн-обучение. Некоторым сервисам, предоставляющим инфраструктуру для онлайн-классов, пришлось увеличить пропускную способность в 20 раз — и им все равно сложно справиться с новой аудиторией.

В России ситуация похожая. Платформой «Учи.ру» стали пользоваться больше 7 млн школьников. Уникальных пользователей — 3 млн человек в день, это в шесть раз больше, чем было до введения карантина. С 23 марта по 5 апреля к сервису подключились многие школы и более 70 тысяч учителей провели занятия, используя инфраструктурный сервис платформы для проведения видео-уроков «Виртуальный класс». В ближайшие два месяца ожидается рост посещаемости в пять раз. В 2—2,5 раза вырос трафик платформы Skyeng на занятия для взрослых и детей. В «Нетологии» примерно на столько же увеличилось количество регистраций на курсы. Спрос растет и на продукты других игроков рынка.

Востребованность образовательной платформы Учи.ру значимо выросла за последний месяц. Платформой пользуется более 7 млн учеников, то есть каждый второй российский школьник. Согласно статистике платформы, одновременно на сайте находятся более 220 тыс. человек, а число уникальных пользователей в день превысило 3 млн. Кроме того, Учи.ру проводит бесплатные открытые онлайн-трансляции уроков для 1—8 классов, которые уже посмотрели более 4,5 млн раз.

Многие привлекают аудиторию бесплатным контентом, поэтому не стоит ждать выручки в два раза у всех компаний в отрасли. Однако через несколько месяцев многие новые пользователи могут превратиться в платящих клиентов и увеличить выручку платформ на 20—30%. Главная удача индустрии — это то, что тренд на онлайн-образование — и так заметный — усилится за время пандемии.

Во-первых, вырастет спрос индивидуальных пользователей.
Во-вторых, онлайн-образованием вплотную займутся школы и другие учебные заведения, которые еще не успели освоить этот метод.
За время пандемии учителя, ученики и родители смогут адаптироваться к цифровому обучению и не будут воспринимать его как ненужное нововведение. Наконец, на него обратят внимание корпоративные заказчики: вместо офисных бонусов, недоступных во время изоляции (например, йога от компании и т.д.), они могут предложить сотрудникам онлайн-курсы на их выбор. Когда пандемия пройдет, все эти пользователи уже вряд ли уйдут в полный офлайн.

Удержать их смогут те компании, которые смогли перестроиться во время повышенного спроса: автоматизировать процессы техподдержки или увеличить пропускную способность сервисов, предложить новые онлайн-продукты взамен недоступных во время кризиса и глубже изучить пользовательские привычки, адаптировать курсы. Компании, которые не займутся оптимизацией и улучшением продуктов, могут не справиться со спросом и упустить новую аудиторию.

3. Повсеместный e-commerce — теперь с роботами

Еще один очевидный бенефициар сложившийся ситуации — онлайн-продавцы, которые готовятся к буму покупок. В России в преддверии нерабочей недели многие онлайн-ретейлеры расширили команды. Некоторые игроки рынка запустили рекламные кампании, чтобы привлечь новую аудиторию из тех, кто вынужден перейти на онлайн-покупки. Так, сайт «#СБЕРеги себя дома» рекламирует сервисы «Сбербанка», доступные в изоляции.

Пандемия даст не только краткосрочный эффект. Потребительские тренды развернутся в сторону e-commerce — если до пандемии онлайн-торговля должна была превысить традиционную только в 2036 году, то теперь это может случиться раньше. Отток аудитории после пандемии возможен, но спрос скорее всего сократится лишь в сравнении с периодом изоляции. Дело в том, что покупки онлайн протестируют люди, которые раньше ими не пользовались, и часть своих покупок они перенесут в цифровой мир.

Еще наберет силу роботизация торговли — собирать и доставлять товары роботам в нынешних условиях безопаснее, чем людям, и они могут справиться с большим объемом заказов. К тому же автоматизация торговли поможет всем продавцам справиться с экономическим кризисом после пандемии — это поможет оптимизировать расходы и не продолжать платить огромному штату линейных сотрудников.

Ретейлеры и производители инвестируют в технологии, которые способны автоматизировать процессы. 41% участников исследования аудиторской фирмы EY заявили, что именно так они готовятся к посткризисной жизни.

4. Врачи, психологи и здоровый образ жизни онлайн

Пока врачи по всему миру борются с коронавирусом, потребность пациентов с другими заболеваниями в медицинской помощи не пропадает. Растет спрос у тех людей, которые раньше не так активно ходили к врачам — ситуация побуждает беспокоиться о своем здоровье. Во многих странах ресурсов обычной медицины на них уже не хватает. К тому же, люди меньше хотят ходить в больницы и поликлиники, боясь заразиться. Некоторые сервисы на этой волне привлекают новых пользователей: например, крупнейший французский сервис телемедицины Doctolib отменил плату за консультации по коронавирусу.

Наступает время телемедицинских сервисов — из-за пандемии компании этой отрасли в России просят быстрее принять поправки в закон, которые позволят развиваться рынку. В некоторых регионах ее уже включили в ОМС — так, в 2020 году сеть клиник «Доктор рядом» планировала провести около 100 тыс. консультаций по ОМС в Сахалинской, Калужской и Свердловской областях.

Хотя считается, что в стране консервативная аудитория в том, что касается походов к врачам, еще до пандемии появились прогнозы о росте спроса на телемедицину: в ближайшие годы он должен был вырасти на 40—50%. Вероятно, пандемия ускорит темпы роста индустрии и приведет новых пользователей, потребительские привычки которых сохранятся и после карантина.

Вырастут и смежные отрасли — онлайн-консультации психологов и услуги по поддержанию здорового образа жизни. У некоторых платформ по поиску психотерапевта спрос уже вырос на 30—40%. Проекты, помогающие следить за здоровьем, смогут привлечь аудиторию, которая в условиях пандемия задумается о своем состоянии.

5. Сервисы для связи как мост к новому дистанционному миру

Один из главных курьезов инвестиционной среды в марте — повышение стоимости акций компании Zoom Technologies на 557%. Правда, это не компания, которая развивает резко ставшую популярной платформу Zoom (за ней стоит Zoom Video Communications). Инвесторы перепутали фирмы из-за схожести названий и это отлично иллюстрирует ажиотаж по поводу сервисов видеосвязи и организации рабочего пространства в условиях пандемии.

Огромная часть мира перешла на удаленную работу и IT-компании столкнулись с нагрузками, на которые они не рассчитывали. У Microsoft Teams появилось 12 млн новых пользователей за последние несколько недель, Google Hangouts Meet каждый день растет на 60%. Увеличивается популярность не только сервисов по видеосвязи, но и любых продуктов, позволяющих организовать удаленную работу: мессенджеров для бизнес-задач (вроде Tada.team, корпоративный инструмент для общения с встроенной системой управления задачами, личными и групповыми звонками, интеграциями с корпоративными системами) и других программ. Перед подобными сервисами стоит вызов — справиться с огромным спросом и завоевать огромную аудиторию.

После пандемии отношение к онлайну изменится — он станет не просто инструментом, а равноценным пространством для жизни и работы. Многие компании поймут, что часть рабочих процессов можно эффективно перенести в онлайн. Бизнесы в сфере развлечений обнаружат, что трансляции открывают им дополнительный канал продаж и помогают привлечь новую аудиторию. А обычные пользователи прочувствуют, что в онлайне у них уже сформировались традиции и привычки, от которых не хочется отказываться. Сервисы видеосвязи и организации рабочего пространства станут той базовой инфраструктурой, за которую будут готовы платить очень многие.

6. Кибербезопасность против онлайн-вирусов

Мир в онлайне — это не только удобство, но и дополнительные возможности для кибермошенников. Вместе с ростом удаленной работы и онлайн-общения они активизировались: за три недели марта количество фишинговых атак, связанных с коронавирусом, выросло на 667% по сравнению с февралем. Злоумышленники заманивают жертв информацией о пандемии и том, как защититься от вируса, и выманивают у них логины и пароли к различным сервисам, данные кредитных карт, личную информацию или просто обманом получают деньги на «пожертвования».

В таких условиях растет спрос на компании, занимающиеся информационной безопасностью. Чем больше мир перейдет в онлайн, тем больше выиграют VPN-провайдеры, производители антивирусных решений и разработчики другого ПО для обеспечения безопасности.

Когда пандемия закончится, компьютерные вирусы останутся — и в новом мире победивших онлайн-услуг защита данных выйдет на первое место.

7. Банк на удаленке

Финтех — одно из направлений, которое выиграет от повсеместной социальной дистанции. Банковская отрасль Европы и США крайне консервативна: раньше внедрение технологий занимало там годы, а не месяцы, как в России. Бесконтактная оплата смартфоном, к которой привыкли российские туристы, все еще вызывала удивление за рубежом, а о готовности использовать биометрическую идентификацию вместо ввода пинкода сообщали только 34% миллениалов в США и Великобритании.

Дистанционное взаимодействие с банком тоже не пользовалось популярностью на Западе. Необанки — полностью цифровые банки без отделений — готовы использовать только 3% миллениалов в США, 1,5% поколения Х и 0,8% бэби-бумеров. Российские необанки вроде банка для бизнеса Точка давно предлагают полностью удаленное открытие счета: все необходимое курьер привозит домой. В карантин работа с цифровыми банками становится единственным безопасным выходом для индивидуальных предпринимателей и предприятий малого и среднего бизнеса. В недалеком будущем даже самым консервативным банкам придется так или иначе адаптироваться к удаленному формату работы с клиентами или же терпеть убытки.

Еще один неизбежный спутник кризиса — финансовые сложности сотрудников. На помощь приходят приложения-посредники между работодателем и работником, которые позволяют получить деньги до официального дня выплаты зарплаты. В отличие от кредитов, такие опции не увеличивают финансовую нагрузку на сотрудников, а помогают им справиться с внезапными тратами. В рамках поддержки персонала на фоне COVID-19 крупнейшая сеть оптовой и розничной торговли Walmart открыла сотрудникам бесплатный доступ к приложению Even, где можно снять зарплату раз в неделю. В России аналогичные услуги предлагает сервис «Деньги Вперед»: представители компании рассказали, что только за последний месяц подключили сразу четыре компании с общим штатом около 15 тыс. сотрудников.

Источник: РБК

 

Нажмите на изображение, чтобы увеличить.

↑ Наверх