Версия для слабовидящих
Главная Актуальные темы Новый федеральный «закон о проверках»

Новый федеральный «закон о проверках»

Опубликовано:

 

С 1 июля 2021 года вступают в силу большинство положений Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который должен заменить Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Главные задачи нового закона — сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений, дать хозяйствующим субъектам больше гарантий при взаимодействии с проверяющими, а также упростить этот процесс и сделать его максимально открытым. Он содержит значительные изменения по сравнению с ранее действовавшим законом, в том числе касающиеся видов контрольно-надзорных мероприятий, порядка и сроков обжалования принятых органами контроля решений и действий.

Узнайте об особенностях проведения контрольных мероприятий по новому закону в инструкции, которую подготовил бизнес-омбудсмен Томской области.

 

Инструкция для бизнеса
Контрольные (надзорные) мероприяия 2021: новый «закон о проверках»

Предприниматели в процессе осуществления своей деятельности неоднократно сталкиваются с контрольно-надзорными мероприятиями.

В Томской области работают несколько десятков государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность.

К примеру:
Роспотребнадзор проверяет соблюдение санитарных норм, прав потребителей, наличие и оформление ценников, условия хранения продукции и др.
МЧС – соблюдение пожарной безопасности, например, количество аварийных выходов, наличие и состояние средств пожаротушения и др.
Государственная инспекция труда – соблюдение требований трудового законодательства работодателями.
Департамент лицензирования – наличие лицензии на осуществление определенных видов деятельности, продажу определенных видов товаров.

Нередко предприниматели не имеют достаточно опыта и знаний о том, что такое проверка, как к ней подготовиться и как вести себя во время ее проведения.

С 01.07.2021 контрольно-надзорные мероприятия в отношении субъектов предпринимательской деятельности проводятся органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

 

ОГРАНИЧЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК В 2021 ГОДУ

В соответствии с Постановлением Правительства РФ 


от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»


в 2021 году не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого предпринимательства.

Исключения составляют проверки субъектов малого предпринимательства, объекты контроля которых отнесены к чрезвычайно высокому и высокому риску, в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора), при осуществлении лицензионного контроля и ряд других.

При этом в 2021 году в связи с пандемией плановые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

Кроме того, для проверок, запланированных к проведению после 01.07.2021, установлена возможность их замены инспекционным визитом, о чем уполномоченным органом принимается решение за 20 рабочих дней до даты проверки и доводится до сведения проверяемого в течение 10 рабочих дней после принятия.

 

ВИДЫ КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ ПО НОВОМУ ЗАКОНУ

Федеральным законом № 248-ФЗ предусмотрено несколько видов контрольных (надзорных) мероприятий.

I. Проводимые при взаимодействии с контролируемыми лицами:

1. Проверка...

Проверки делятся на выездные и документарные. И те, и другие проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Выездная проверка — комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа.

Может быть плановой и внеплановой. В отдельных случаях может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в то числе посредством аудио- или видеосвязи. В случаях, предусмотренных законом, внеплановые выездные проверки проводятся только при условии согласования такой проверки органами прокуратуры.

Документарная проверка — контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа.
Документарная проверка может быть плановой и внеплановой.

Плановые проверки.
Могут быть документарными или выездными. Периодичность проверки зависит от категории риска или класса опасности, к которым отнесена деятельность предприятия или используемые им производственные объекты. Плановая проверка должна быть включена в ежегодный план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Перечень размещается на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации: genproc.gov.ru, Прокуратуры Томской области: prokuratura.tomsk.gov.ru (раздел «Ежегодный сводный план …»). А также в Едином реестре проверок: proverki.gov.ru. Одновременно плановая проверка может проводиться несколькими контрольно-надзорными органами.

2. Контрольная закупка…

Контрольное (надзорное) мероприятие, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг потребителям. Может проводиться с использованием почтовой сети, сети Интернет. Обязательно присутствие двух свидетелей или двух инспекторов, либо средств видеофиксации. При ее проведении проверяемое лицо предварительно не уведомляется. Внеплановая контрольная закупка в большинстве случае должна проводиться по согласованию с органами прокуратуры.

3. Мониторинговая закупка…

Контрольное (надзорное) мероприятие, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству. Мониторинговая закупка проводится без предварительного уведомления контролируемого лица. Внеплановая мониторинговая закупка в большинстве случае должна проводиться по согласованию с органами прокуратуры.

4. Выборочный контроль…

Контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое по месту хранения, применения (эксплуатации) и (или) реализации продукции (товаров), представляющее собой инструментальное обследование и (или) отбор проб (образцов) продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству. В большинстве случаев внеплановый выборочный контроль проводится по согласованию с органами прокуратуры.

О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются. Инспекторам должен быть обеспечен беспрепятственный проход на объект контроля. По итогам контроля изъятая продукция (товары) возвращаются. Если они были утрачены, и не были выявлены нарушения обязательных требований к качеству продукции (товаров), контролируемое лицо вправе требовать возмещения стоимости утраченной продукции (товаров).

5. Инспекционный визит…

Контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица либо объекта контроля. В большинстве случаев инспекционный визит проводится по согласованию с органами прокуратуры, без предварительного уведомления контролируемого лица. Срок проведения не может превышать один рабочий день на одном объекте.

6. Рейдовый осмотр…

Контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц.

Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление производственным объектом.

Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день. В большинстве случаев проводится только по согласованию с органами прокуратуры.


II. Проводимые без взаимодействия с контролируемыми лицами:

1. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности)…

Это сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи. Результаты мониторинга безопасности могут стать основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, объявления предостережения или выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.

2. Выездное обследование…

Контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом. Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

 

КАК ЧАСТО ПРОВОДЯТСЯ КОНТРОЛЬНЫЕ (НАДЗОРНЫЕ) МЕРОПРИЯТИЯ

В силу ст. 25 Федерального закона № 248-ФЗ плановые контрольные (надзорные) мероприятия, их виды, периодичность определяются исходя из степени риска объекта контроля (риск-ориентированный подход).

Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется контрольным (надзорным) органом на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска. Всего существует 6 категорий риска от низкой к чрезвычайно высокой.

В отношении объектов с максимальной категорией риска плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся не менее одного, но не более двух контрольных (надзорных) мероприятий в год, в отношении объектов высокого или значительного риска — не менее одного мероприятия в четыре года и не более одного в два года. В отношении объектов среднего и умеренного риска — не менее одного мероприятия в шесть лет и не более одного мероприятия в три года.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.

Сведения о планируемых к проведению контрольных (надзорных) мероприятиях подлежат размещению в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий: proverki.gov.ru/portal.

Нововведение: Федеральным законом о виде контроля (надзора) может быть предусмотрено освобождение от проведения плановых проверок в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба).

 

ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЬНОГО (НАДЗОРНОГО) МЕРОПРИЯТИЯ


При проведении КНМ должностное лицо обязано:

1. Уведомить о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала (если проверка проводится в связи с непосредственной угрозой причинения вреда (ущерба), то о ее проведении контролируемое лицо не уведомляется).

Обратите внимание:
О проведении контрольной, мониторинговой закупки, выборочного контроля, инспекционного визита контролируемое лицо предварительно не уведомляется!


2. Проводить КНМ во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующих сведений в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, при предъявлении служебного удостоверения.

3. Не допускать проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению.

4. Предоставлять контролируемым лицам информацию и документы, относящиеся к предмету государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

5. Учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей и др (ст. 29 Федерального закона № 248-ФЗ).

Что ЗАПРЕЩЕНО должностным лицам при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (согласно ст. 37 Федерального закона № 248-ФЗ):
1. оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного (надзорного) органа;
2. проводить мероприятия, не предусмотренные решением контрольного (надзорного) органа;
3. требовать предоставления документов, не относящихся к предмету контроля (надзора), а также требовать документы до начала проведения КНМ;
4. препятствовать осуществлению контролируемым лицом фотосъемки, аудио-, видеозаписи.

 

ДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЬНОГО (НАДЗОРНОГО) МЕРОПРИЯТИЯ

Ваши действия:
1. Проверьте документы проверяющего, подтверждающие его полномочия.
2. Зафиксируйте имена и должности проверяющих.
3. Внимательно изучите решение о проведении контрольн6ого (надзорного) мероприятия (КНМ): кем оно подписано, кто упомянут в качестве лица, осуществляющего проверку, правильно ли указаны реквизиты вашей организации, что входит в предмет КНМ, какие документы необходимо представить, на основании каких правовых актов проводится КНМ.

Вы имеете право:
1) Во время проведения КНМ получить юридическую консультацию о ваших правах и обязанностях, а также о правах и обязанностях представителей контрольных (надзорных) органов;
2) Пригласить Уполномоченного по защите прав предпринимателей принять участие в контрольном (надзорном) мероприятии, проводимом путем взаимодействия с контролируемым лицом, на вашей стороне.
3) Обжаловать результаты КНМ путем подачи жалобы в уполномоченный орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru/).

Обратите внимание:
Для субъектов предпринимательской деятельности обязательно соблюдение досудебного порядка обжалования решений контрольно-надзорных органов, действия (бездействие) из должностных лиц при осуществлении контроля (надзора).
Для реализации возможности досудебного обжалования решений контрольных органов в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг начинает действовать специальный цифровой сервис «Жалоба на решение контрольного органа» (Инструкция по работе с цифровым сервисом, подготовленная Министерством экономического развития Российской Федерации — здесь).

Сроки подачи жалобы:
1. жалоба на решение контрольного (надзорного) органа — в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;
2. жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа — в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.

К жалобе можно приложить ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области, относящаяся к предмету жалобы.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНОГО (НАДЗОРНОГО) МЕРОПРИЯТИЯ

По завершении КНМ, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется Акт контрольного (надзорного) мероприятия.

Типовая форма акта утверждена Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151.

Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством РФ.

Если оформление акта на месте является невозможным, то он направляется контролируемому лицу посредством электронного документооборота.

При отсутствии нарушений обязательных требований инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести профилактические мероприятия.

В случае выявления нарушений обязательных требований выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения.



______________________________________________________________________________

Найдите себя в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий: proverki.gov.ru/portal
______________________________________________________________________________

Ожидаете проведения контрольного (надзорного) мероприятия?

➱ Получите консультацию бизнес-омбудсмена
Тел.: 8 (3822) 900-807, по будням с 9:00 до 18:00

➱ Пригласите бизнес-омбудсмена принять участие в проверке на вашей стороне
Тел.: 909-680.
Скачайте форму заявления и направьте ее по эл. почте priem@omb-biz.tomsk.ru, а оригинал сможете передать позже.



 

 

↑ Наверх