Версия для слабовидящих
Главная Актуальные темы Как обеспечить антитеррористическую защищенность гостиниц и иных средств размещения

Как обеспечить антитеррористическую защищенность гостиниц и иных средств размещения

Опубликовано:
 

Обеспечение антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения (независимо от форм собственности и организационно-правовой формы) является обязанностью собственников или владельцев данных объектов, направленной на безопасную работу объектов, сведение к минимуму вероятности совершения в отношении данных объектов террористических актов и минимизацию их последствий.

Гостиница - средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц.

Средство размещения - имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц.

(ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»)[1]

 

Правовые акты, регламентирующие вопрос обеспечения антитеррористической безопасности гостиниц:

  1. Федеральный закон № 35-ФЗ от 06.03.06 «О противодействии терроризму»;
  2. Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)»;
  3. Постановление Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов»
  4. Указ Президента РФ от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства»

(полный перечень содержится в ссылке https://atk.tomsk.gov.ru/antiterroristicheskaja-zaschischennost-obektov)

 

Антитеррористические мероприятия

Антитеррористическая безопасность гостиниц включает комплекс антитеррористических мероприятий, исполнение которых является обязательным:

  1. категорирование объекта, обеспечение инженерно-технической защищенности гостиниц;
  2. разработка паспорта безопасности гостиницы
  3. контроль за выполнением антитеррористических требований;
  4. готовность персонала к действиям при установлении уровней террористической опасности.

!!!За несоблюдение антитеррористических мероприятий ст. 20.35 КоАП РФ (Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и объектов (территорий) религиозных организаций) установлена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию; на юридических лиц - штраф от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Срок для завершения выполнения антитеррористических мероприятий составляет 1 год со дня утверждения акта обследования и категорирования гостиницы.

 

  1. Категорирование гостиниц

Для определения комплекса необходимых мер к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц необходимо установить, к какой категории относится конкретная гостиница. Данное требование относится как эксплуатируемым объектам, так и вводимым в эксплуатацию. Также категорирование необходимо в случае внесения изменений в характеристики гостиницы, которые могут повлиять на ранее присвоенную категорию (например, изменился перечень оказываемых услуг, что привело к увеличению количества клиентов и др.).

 

Постановление Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 предусмотрено 4 категории опасности гостиниц, исходя из прогнозируемого количества пострадавших и (или) максимального материального ущерба по балансовой стоимости в случае совершения террористического акта (п. 12 Постановления):

 

Гостиницы 1 категории опасности – прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1000 человек и (или) прогнозируемый прогнозируемый размер экономического ущерба составит более - более 800 млн. рублей;

 

Гостиницы 2 категории опасности - прогнозируемое количество пострадавших составляет от 200 до 1000 человек и (или) прогнозируемый размер экономического ущерба составит от 150 до 800 млн. рублей;

 

Гостиницы 3 категории опасности - прогнозируемое количество пострадавших составляет от 50 до 200 человек и (или) прогнозируемый размер экономического ущерба составит от 50 до 150 млн. рублей;

 

Гостиницы 4 категории опасности - прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 50 человек и (или) прогнозируемый размер экономического ущерба составит менее 50 млн. рублей.

 

Этапы категорирования гостиниц

1 этап:формировании специальной комиссии  

руководитель организации должен принять решение о формировании специальной комиссии (в течение 4 месяцев со дня ввода объекта в эксплуатацию или принятия решения об актуализации паспорта объекта), на которую возложена обязанность определить категорию объекта спорта не позднее чем за один месяц со дня ее создания.

В состав комиссии могут входить:

- представители правообладателя гостиницы (собственники, арендаторы объекта и др.);

- сотрудники медицинской организации;

- - представитель УФСБ России по Томской области (необходимо написать письмо с просьбой направить специалиста для участия в комиссии);

- представитель ФГКУ «УВО ВНГ России по Томской области» (необходимо написать письмо с просьбой направить специалиста для участия в комиссии);

- представитель ГУ МЧС России по Томской области (ФГКУ «5 отряд ФПС по Томской области») (необходимо написать письмо с просьбой направить специалиста для участия в комиссии).

По решению руководителя организации к работе комиссии могут привлекаться иные лица (проектировщики, специалисты эксплуатирующих организаций и др.). Комиссию возглавляет руководитель организации

Скрытое содержимое

 2 этап: работа комиссии

Комиссия в ходе своей работы:

- изучает характеристики гостиницы, действующие меры по обеспечению безопасности гостиницы;

-определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте и возможные последствия;

- определяет потенциально опасные участки гостиницы;

- определяет категорию опасности гостиницы или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную;

- определяет мероприятия, необходимые для приведения антитеррористической защищенности гостиницы в соответствие с действующими требованиями.

Результаты работы комиссии оформляются Актом обследования и категорирования, который подписывается всеми членами комиссии и утверждаются руководителем организации. Акт составляется в 1 экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности гостиницы. (форма Акта обследования и категорирования по гиперссылке)

Скрытое содержимое

 3 этап: определение перечня антитеррористических мероприятий

Антитеррористические мероприятия для каждой категории опасности гостиниц включают:

а) Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы

- разработка организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного режима на территории гостиницы;

- определение должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность гостиницы и ее потенциально опасных участков (критических элементов);

-обеспечение подготовки работников гостиницы к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории гостиницы;

- организация взаимодействия с территориальным органом безопасности по месту нахождения гостиницы;

 

б) проведение мониторинга обстановки, складывающейся в районе расположения гостиницы;

в) оборудование гостиницы необходимыми инженерно-техническими средствами охраны;

г) применение современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности гостиницы;

д) осуществление контроля за соблюдением лицами, находящимися на территории гостиницы, требований к обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы;

е) осуществление мероприятий по защите информации;

ж) оперативное оповещение и проведение эвакуации посетителей, персонала и должностных лиц гостиницы в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на территории гостиницы;

з) проведение мероприятий по минимизации возможных последствий совершения террористического акта на территории гостиницы и ликвидации угрозы совершения террористического акта на территории гостиницы;

и) своевременное информирование территориального органа безопасности об угрозе совершения или о совершении террористического акта на территории гостиницы.

 

Скрытое содержимое

 4 этап: оборудование гостиниц инженерно-техническими средствами охраны:

С учетом категории опасности гостиницы для обеспечения необходимой степени антитеррористической безопасности гостиницы оборудуются следующими инженерно-техническими средствами охраны:

  1. Инженерно-технические средства для гостиниц 4 категории опасности (п. 18 Постановления):

а) система видеонаблюдения (должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории гостиницы, архивирование и хранение данных в течение 30 дней);

б) система экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (должна обеспечивать оперативное информирование работников и посетителей гостиницы об опасностях, а также иметь возможность подключения к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения);

в) система охранного освещения;

г) система пожарной безопасности;

д) средства тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции);

 

  1. II. Инженерно-технические средства для гостиниц 3 категории опасности (п. 18, 23 Постановления):

а) система видеонаблюдения (должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории гостиницы, архивирование и хранение данных в течение 30 дней);

б) система экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (должна обеспечивать оперативное информирование работников и посетителей гостиницы об опасностях, а также иметь возможность подключения к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения);

в) система охранного освещения;

г) система пожарной безопасности;

д) средства тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции);

е) обеспечение стационарными или ручными металлообнаружителями;

ж) периодический обход и осмотр территории гостиницы;

з) поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащение гостиницы бесперебойной и устойчивой системой связи;

и) обучение работников гостиницы способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении.

 

III.   Инженерно-технические средства для гостиниц 2 категории опасности (п. 18, 23 Постановления):

а) система видеонаблюдения (должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории гостиницы, архивирование и хранение данных в течение 30 дней);

б) система экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (должна обеспечивать оперативное информирование работников и посетителей гостиницы об опасностях, а также иметь возможность подключения к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения);

в) система охранного освещения;

г) система пожарной безопасности;

д) средства тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции);

е) обеспечение стационарными или ручными металлообнаружителями;

ж)оборудование потенциально опасных участков (критических элементов) гостиницы системой сигнализации;

з) периодический обход и осмотр территории гостиницы, ее помещений, систем подземных коммуникаций и стоянок автотранспорта;

и) поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащение гостиницы бесперебойной и устойчивой системой связи;

к) обучение работников гостиницы способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении.

 

  1. Инженерно-технические средства для гостиниц 1 категории опасности (п. 18, 23 Постановления):

а) система видеонаблюдения (должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории гостиницы, архивирование и хранение данных в течение 30 дней);

б) система экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (должна обеспечивать оперативное информирование работников и посетителей гостиницы об опасностях, а также иметь возможность подключения к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения);

в) система охранного освещения;

г) система пожарной безопасности;

д) средства тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции);

е )оборудование контрольно-пропускных пунктов (постов);

ж) обеспечение контрольно-пропускных пунктов (постов) стационарными и ручными металлообнаружителями;

з) оборудование потенциально опасных участков (критических элементов) гостиницы системой охранного телевидения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации о состоянии периметра и территории гостиницы;

и) обеспечение охраны территории гостиницы путем привлечения сотрудников охранных организаций;

к) периодический обход и осмотр территории гостиницы, ее помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта;

л) поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны гостиницы, оснащение бесперебойной и устойчивой системой связи;

м) обучение работников гостиницы способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении.

Скрытое содержимое

 

 

 

  1. Разработка паспорта безопасности гостиницы

На каждую гостиницу в соответствии с актом обследования и категорирования объекта, должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте, разрабатывается паспорт безопасности гостиницы (раздел VI Постановления).

Форма паспорта безопасности гостиницы утверждена Постановление Правительства РФ от 14.04.2017 N 447 (гиперссылка на форму паспорта).

Паспорт безопасности гостиницы является информационно-справочным документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования».

Паспорт гостиницы можно изготовить самостоятельно или обратиться в коммерческие организации, оказывающие услуги по изготовлению паспортов безопасности объектов.  

Паспорт содержит следующую информацию:

- общие сведения: адрес, контактные данные, вид деятельности, площадь, категория опасности, данные руководителя;

- о режиме работы, количестве сотрудников и посетителей, которые могут одновременно находится на объекте;

- уязвимые зоны, вероятные места проникновения злоумышленников, которые нуждаются в дополнительной защите;

- наиболее возможные способы теракта, вероятные последствия; список мер по предотвращению терактов и снижению их урона: усиление охраны, введение контрольно-пропускного режима, установка видеонаблюдения, пожарной сигнализации, системы оповещения, привлечение сил нацгвардии и др.

Паспорт должен быть изготовлен в 3 экземплярах (один экземпляр передается ответственному лицу, другие экземпляры передаются в органы безопасности по месту нахождения гостиницы) и согласован со следующими структурами (в течение 20 дней со дня его разработки):

- УФСБ России по Томской области;

- ФГКУ «УВО ВНГ России по Томской области».

Указанным структурам передаются на хранение копии (электронные копии) паспорта.

Срок действия паспорта - до пяти лет.

Не реже одного раза в пять лет должна проводиться актуализация информации. Если объект поменял профиль, размеры и границы или рядом построили другие объекты; при смене вероятности угроз атак террористов, паспорт подлежит корректировке. Актуальный документ необходимо согласовать по вышеуказанной схеме.

Изменения вносятся во все экземпляры паспорта безопасности объекта (территории) с указанием причин и дат их внесения. При этом утративший силу паспорт безопасности объекта хранится на объекте в течение 5 лет.

 

  1. Контроль за выполнением антитеррористических требований.

Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности гостиниц осуществляется собственником гостиницы или уполномоченными ими лицами в виде проверок (комплексные и экстренные).

  1. Комплексная проверка антитеррористической защищенности гостиницы проводится на основании решений ответственных лиц в форме документарного контроля и (или) выездного обследования гостиниц на предмет определения состояния их антитеррористической защищённости с периодичностью:

а) в отношении гостиниц первой категории опасности - не реже 1 раза в год;

б) в отношении гостиниц второй и третьей категории опасности - не реже 1 раза в 3 года;

в) в отношении гостиниц четвертой категории опасности - периодичность устанавливается ответственным лицом с учетом степени угрозы совершения террористического акта на территории гостиницы.

Продолжительность комплексной проверки объекта спорта не должна превышать 3 рабочих дня.

 

  1. Экстренная проверка проводится при необходимости по решению ответственного лица в форме документарного контроля или выездного обследования гостиницы в следующих случаях:

а) обеспечение контроля устранения недостатков, выявленных в ходе комплексной проверки;

б) повышение уровня террористической опасности,

в) возникновение угрозы совершения или совершение террористического акта в районе расположения гостиницы;

г) возникновение чрезвычайной ситуации в районе расположения гостиницы;

д) поступление информации о несоблюдении требований к антитеррористической защищенности гостиницы и бездействии должностных лиц, органов и организаций в отношении обеспечения антитеррористической защищенности гостиницы.

Продолжительность экстренной проверки гостиницы не должна превышать 3 рабочих дня.

  1. Готовность персонала к действиям при установлении уровней террористической опасности

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер
по обеспечению безопасности личности, общества и государства» могут устанавливаться уровни террористической опасности:

-повышенный («синий»): при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта;

-высокий («желтый»): при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта;

-критический («красный»): при наличии информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.

В случае установления указанных уровней руководителям (собственникам) потенциальных объектов террористических посягательств необходимо выполнить следующие мероприятия:

  1. При установлении повышенного («синего») уровня террористической опасности:

Довести до работников организации и сотрудников охраны об установлении уровня террористической опасности. Провести дополнительные инструктажи по порядку действий при угрозе совершения или совершении террористического акта (в том числе по действиям при обнаружении подозрительных предметов).

Ужесточить пропускной режим, досмотровые мероприятия в отношении работников, посетителей, транспорта. В случае противоправного проникновения в здание организации неизвестных лиц, незамедлительно информировать об этом правоохранительные органы.

Провести проверки технологического и иного оборудования, а также организовать периодический (каждые 2 часа) осмотр прилегающей к зданию территории, на которой находится организация. Особое внимание уделить состоянию критических элементов и потенциально опасных участков, местам хранения пожаро-, взрывоопасных материалов на предмет выявления возможных мест закладки взрывных устройств. При обнаружении подозрительных предметов, которые могут быть использованы как взрывные устройства, не трогать и не вскрывать их. Незамедлительно сообщить о находке в правоохранительные органы, при необходимости организовать эвакуацию работников и посетителей на безопасное расстояние, исключить доступ к обнаруженному предмету на расстоянии не менее 100 метров.

Следить за дальнейшей информацией. При отмене (изменении) уровня террористической опасности, информировать об этом работников организации и сотрудников охраны.

  1. При установлении высокого («желтого») уровня террористической опасности:

Выполнять мероприятия, предусмотренные при установлении повышенного («синего») уровня террористической опасности.

Уточнить расчет имеющихся сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий террористического акта или иного чрезвычайного происшествия связанного с ним, а также технических средств и специального оборудования для проведения спасательных работ.

Проверить готовность работников организации, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, отработать их совместные действия по возможному пресечению террористического акта и спасению людей.

Провести дополнительные тренировки с работниками организации по практическому применению сил и средств, привлекаемых в случае возникновения угрозы террористического акта или чрезвычайного происшествия.

Уточнить возможные маршруты эвакуации людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной, в том числе, совершением террористического акта.

Определить места, пригодные для временного размещения работников организации, эвакуированных с объекта в случае введения правового режима контртеррористической операции.

В соответствии с предоставленными полномочиями оказывать содействие правоохранительным органам в реализации ими поисковых мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, на наиболее вероятных объектах террористических посягательств и каналах миграции.

 

III. При установлении критического («красного») уровня террористической опасности:

Выполнять мероприятия, предусмотренные при введении повышенного («синего») и высокого («желтого») уровней террористической опасности.

Усилить охрану уязвимых критических элементов и потенциально опасных участков.

Принять неотложные меры по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать бесперебойной работе спасательных служб.

Создать пункт временного размещения людей, удаленных с отдельных участков местности и объектов, в случае введения правового режима контртеррористической операции.

Привести в состояние готовности имеющиеся транспортные средства для эвакуации людей.

Обеспечить эвакуацию персонала с объекта в случае введения на нем режима контртеррористической операции.

Содействовать приведению в состояние готовности группировки сил и средств, созданной для проведения контртеррористической операции.

 

Рекомендуемый Департаментом защиты населения и территории Томской области перечень документов в области антитеррористической защиты  (далее – АТЗ) >>

 

  1. Нормативные правовые акты в области АТЗ.
  2. Приказ о назначении ответственных лиц за АТЗ в организации (с указанием функциональных обязанностей), либо должностная инструкция, в т.ч. ответственных за проведение инструктажей по АТЗ.
  3. Приказ, распоряжение об осуществлении пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территорию) организации, положение об организации пропускного и внутриобъектового режима (при его наличии).
  4. Перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.
  5. План взаимодействия с территориальными подразделениями ФСБ России, УМВД России, МЧС России, Росгвардии (порядок информирования об угрозе совершения террористического акта).
  6. Журнал учета проведения инструктажей по АТЗ.
  7. Инструкция персоналу по действиям при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство (рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством).
  8. Инструкция директору по действиям при захвате террористами заложников.
  9. Инструкция персоналу по действиям при захвате террористами заложников.
  10. Инструкция (памятка) директору учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта.
  11. Инструкция (памятка) дежурному администратору о первоочередных действиях при угрозе террористического акта(при его наличии).
  12. Инструкция по ведению телефонного разговора при угрозе террористического акта.
  13. Журнал учета посетителей.
  14. Журнал приема, сдачи дежурств, обхода территории, помещений подразделениями охраны, сторожами (вахтерами) (при его наличии).
  15. Список автотранспортных средств, имеющих право въезда на территорию учреждения.
  16. Паспорт безопасности учреждения, приказ, распоряжение о назначении ответственного лица за хранение паспорта безопасности.
  17. Планы и порядок эвакуации работников и посетителей учреждения при пожаре, в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта, и иных чрезвычайных ситуаций.
  18. Приказ, распоряжение о проведении учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей объекта (территории) из зданий (сооружений), с графиком проведения тренировок
  19. Акты (справки) о проведенных учениях, тренировках по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей объекта (территории) из зданий (сооружений).
  20. Программы, конспекты, планы-графики, протоколы обучения работников учреждения способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении.
  21. Договоры на физическую охрану организации (копии лицензий организации, осуществляющей охранную деятельность, копии личных карточек охранников), обслуживание систем охранной сигнализации, видеонаблюдения, кнопок тревожной сигнализации.
  22. Инструкция, рекомендации по действиям руководителей (собственников) потенциальных объектов террористических посягательств при установлении уровней террористической опасности. План (алгоритм) действий при установлении уровней террористической опасности.
  23. Схема оповещения сотрудников учреждения при установлении уровней террористической опасности.

 

[1] Далее по тексту понятие «гостиницы» применяется в значении «гостиницы и иные средства размещения».

Скрытое содержимое

 

 Акт категорирования скачать 

Форма паспорта безопасности объекта скачать

 
↑ Наверх