Версия для слабовидящих
Главная Актуальные темы Памятка по обеспечению антитеррористической защищенности объектов спорта

Памятка по обеспечению антитеррористической защищенности объектов спорта

Опубликовано:

Обеспечение антитеррористической защищенности объектов спорта (независимо от форм собственности и организационно-правовой формы[1]) является обязанностью руководителя юридического лица, являющегося собственником объекта спорта или использующего его на ином законном основании, или физическое лицо, являющееся собственником объекта спорта или использующее его на ином законном основании (в том числе на основании договора аренды). Выполнение требований антитеррористической защищенности обязательно все зависимости от площади объекта спорта, его вместимости или количества сотрудников.

Правовые акты, регламентирующие вопрос обеспечения антитеррористической безопасности:

  1. Федеральный закон № 35-ФЗ от 06.03.06 «О противодействии терроризму»;
  2. Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)»;
  3. Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта»;
  4. Приказ Минспорта России от 21.09.2015 № 895 «Об утверждении методических указаний по порядку составления паспорта безопасности объектов спорта»
  5. Приказ Минспорта России от 30.09.2015 № 921 «Об утверждении методических указаний по порядку проведения обследования и категорирования объектов спорта»

 (полный перечень содержится в ссылке https://atk.tomsk.gov.ru/antiterroristicheskaja-zaschischennost-obektov)

 

Антитеррористические мероприятия

Антитеррористическая безопасность объекта включает комплекс антитеррористических мероприятий, исполнение которых является обязательным:

  1. категорирование объекта спорта, обеспечение инженерно-технической защищенности объектов;
  2. разработка паспорта безопасности объекта спорта;
  3. контроль за выполнением антитеррористических требований;
  4. готовность персонала к действиям при установлении уровней террористической опасности.

!!!За несоблюдение антитеррористических мероприятий ст. 20.35 КоАП РФ (Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и объектов (территорий) религиозных организаций) установлена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию; на юридических лиц - штраф от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Оснащение объектов спорта инженерно-техническими средствами охраны должно быть завершено в течение 3 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта спорта.

  1. Категорирование объекта (территории)

Для определения комплекса необходимых мер к обеспечению антитеррористической защищенности объектов спорта необходимо установить, к какой категории относится конкретный объект спорта. Данное требование относится как эксплуатируемым объектам, так и вводимым в эксплуатацию. Также категорирование необходимо в случае внесения изменений в характеристики объекта спорта, которые могут повлиять на ранее присвоенную категорию (например, изменился перечень оказываемых услуг, что привело к увеличению количества клиентов и др.).

 

Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 № 202 предусмотрено 4 категории объектов спорта в зависимости от степени угрозы совершения на объектах спорта террористических актов и возможных последствий их совершения:

 

Объекты спорта 1 категории опасности – объект, расположенный на территории субъекта РФ, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предприняты попытки к совершению) 5 и более террористических актов; объект с прогнозируемым количеством пострадавших более 500 человек или размер экономического ущерба составит более 500 млн. руб.;

 

Объекты спорта 2 категории - объект, расположенный на территории субъекта РФ, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предприняты попытки к совершению) от 1 до 2 террористических актов; объект с прогнозируемым количеством пострадавших от 31 до 100 человек или размер экономического ущерба составит от 30 до 510 млн. руб.;

 

Объекты спорта 3 категории - объект, расположенный на территории субъекта РФ, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предприняты попытки к совершению) от 3 до 4 террористических актов; объект с прогнозируемым количеством пострадавших от 101 до 500 человек или размер экономического ущерба составит от 100 до 500 млн. руб.;

 

Объекты спорта 4 категории - объект, расположенный на территории субъекта РФ, в котором в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершение (попытки к совершению) террористических актов; объект с прогнозируемым количеством пострадавших составит менее 30 человек или размер экономического ущерба составит менее 30 млн. руб.

Открытым плоскостным сооружениям присваивается четвертая категория опасности.

 

Этапы категорирования объекта (территории)

1 этап: формирование специальной комиссии

руководитель организации должен принять решение о формировании специальной комиссии (в течение 4 месяцев со дня ввода объекта в эксплуатацию или принятия решения об актуализации паспорта объекта), на которую возложена обязанность определить категорию объекта спорта не позднее чем за один месяц со дня ее создания.

В состав комиссии могут входить:

- представители правообладателя объекта спорта (собственники, арендаторы объекта и др.);

- сотрудники медицинской организации;

- - представитель УФСБ России по Томской области (необходимо написать письмо с просьбой направить специалиста для участия в комиссии);

- представитель ФГКУ «УВО ВНГ России по Томской области» (необходимо написать письмо с просьбой направить специалиста для участия в комиссии);

- представитель ГУ МЧС России по Томской области (ФГКУ «5 отряд ФПС по Томской области») (необходимо написать письмо с просьбой направить специалиста для участия в комиссии).

По решению руководителя организации к работе комиссии могут привлекаться иные лица (проектировщики, специалисты эксплуатирующих организаций и др.). Комиссию возглавляет руководитель организации.

Скрытое содержимое

 

2 этап: работа комиссии

омиссия в ходе своей работы:

- изучает характеристики объекта спорта, действующие меры по обеспечению безопасности объекта;

-определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте и возможные последствия;

- определяет потенциально опасные участки объекта, совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями,

- определяет категорию объекта или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную;

- определяет мероприятия, необходимые для приведения антитеррористической защищенности объекта спорта в соответствие с действующими требованиями.

В ходе обследования также проверяется наличие документов, регулирующих вопросы установления и осуществления на объектах спорта пропускного и внутриобъектового режимов; организации и осуществления охраны объектов (территорий); контроля за перемещением грузов.

Результаты работы комиссии оформляются Актом обследования и категорирования объекта спорта, который подписывается всеми членами комиссии и утверждаются руководителем организации. Акт составляется в 1 экземпляре и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта спорта (форма Акта обследования категорирования по гиперссылке)

Скрытое содержимое

 

3 этап: разработка комплекса антитеррористических мероприятий

Антитеррористические мероприятия для каждой категории опасности объектов включают:

3.1. Антитеррористическая защищенность объектов

- установление и осуществление на объектах спорта пропускного и внутриобъектового режимов;

- организация и осуществления охраны объектов (территорий);

- оснащение объектов (территорий) охранными инженерными средствами - инженерными заграждениями, конструкциями, другими инженерными средствами защиты от противоправных посягательств;

- обеспечение оснащенности объектов (территорий) техническими средствами охраны.

 

3.2. Выявление потенциальных нарушителей режима:

- соблюдение на объектах спорта пропускного и внутриобъектового режимов;

- контроль за перемещением на объекты спорта предметов и грузов;

- контроль за соблюдением требований антитеррористической защищенности;

- обеспечение круглосуточного непрерывного функционирования охранной телевизионной системы (в случае ее наличия в соответствие с категорией опасности).

3.3. Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах спорта

- определение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности;

- организация и осуществление профилактических мероприятий;

- обеспечение достаточного уровня подготовки должностных лиц и персонала объектов спорта.

3.4. Минимизация возможных последствий и ликвидация угроз совершения террористических актов

- оперативное оповещение и проведение эвакуации должностных лиц и персонала, а также посетителей объекта спорта в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на объекте спорта;

- обеспечение достаточного уровня подготовки должностных лиц и персонала объектов спорта по вопросам проведения эвакуации в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на объекте спорта;

- своевременное информирование территориальных органов безопасности об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте спорта.

3.5. Обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения

- определение должностных лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта спорта и иных документов объекта спорта;

- определение должностных лиц, имеющих право использования паспорта безопасности объекта спорта и иных документов объекта спорта;

- обеспечение надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения;

- осуществление мер по выявлению и предупреждению возможных каналов утечки служебной информации ограниченного распространения.

3.6. Выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объектах спорта токсичных, отравляющих веществ

- организация санкционированного допуска на объекты спорта посетителей и автотранспортных средств;

- своевременное выявление фактов нарушения пропускного режима, попыток проноса (провоза) токсичных химикатов, отравляющих веществ;

- обеспечение достаточного уровня подготовки должностных лиц и персонала объектов спорта по вопросам выявления и предупреждения применения на объектах спорта токсичных веществ;

- осуществление контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.

Скрытое содержимое

 

4 этап: оборудование инженерно-техническими средствами охраны

С учетом категории объекта спорта для обеспечения необходимой степени антитеррористической безопасности объекты спорта оборудуются следующими инженерно-техническими средствами охраны:

  1. Инженерно-технические средства для объектов спорта 4 категории (п. 16 Постановления):

- инженерно-технические средства охраны определяются по решению ответственных лиц с учетом степени угрозы совершения на них террористических актов, могут оборудоваться средствами охраны более высокого класса охраны.

  1. I Инженерно-технические средства для объектов спорта 3 категории (п. 15 Постановления):

- система экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

- охранная телевизионная система;

- ручные металлоискатели.  

III.         Инженерно-технические средства для объектов спорта 2 категории (п. 15 Постановления):

- система экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

- охранная телевизионная система, позволяющая при необходимости идентифицировать лица посетителей;

- стационарные металлообнаружители или ручные металлоискатели;

- контрольно-пропускные пункты (посты).

 

  1. IV. Инженерно-технические средства для объектов спорта 1 категории (п. 16 Постановления):

- система экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

- охранная телевизионная система, позволяющая при необходимости идентифицировать лица посетителей;

- система контроля управления доступом;

- стационарные металлообнаружители или ручные металлоискатели;

- контрольно-пропускные пункты (посты);

Скрытое содержимое

 

  1. Разработка паспорта безопасности объекта спорта

На каждый объект спорта в течение 3 месяцев после проведения обследования и категорирования объекта, должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте, разрабатывается паспорт безопасности объекта (раздел VI Постановления).

Форма паспорта безопасности объекта (территории) утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 202 (гиперссылка на форму паспорта).

Паспорт безопасности объекта является информационно-справочным документом, в котором указываются сведения о соответствии объекта спорта требованиям по обеспечению его антитеррористической защищенности, Он содержит служебную информацию ограниченного распространения и имеет пометку «Для служебного пользования».

Паспорт объекта можно изготовить самостоятельно, используя Методические указании по порядку составления паспорта безопасности объектов спорта, утвержденные Приказом Минспорта России от 21.09.2015 № 895, или обратиться в коммерческие организации, оказывающие услуги по изготовлению паспортов безопасности объектов (территорий).

Паспорт содержит следующую информацию:

- общие сведения: адрес, контактные данные, вид деятельности, площадь, категория опасности, данные руководителя;

- о режиме работы, количестве сотрудников и посетителей, которые могут одновременно находится на объекте;

- уязвимые зоны, вероятные места проникновения злоумышленников, которые нуждаются в дополнительной защите;

- наиболее возможные способы теракта, вероятные последствия; список мер по предотвращению терактов и снижению их урона: усиление охраны, введение контрольно-пропускного режима, установка видеонаблюдения, пожарной сигнализации, системы оповещения, привлечение сил нацгвардии и др.

Паспорт должен быть изготовлен в 2 экземплярах (один экземпляр передается собственнику объекта, другой хранится на объекте) и согласован со следующими структурами (в течение 30 дней со дня его разработки):

- УФСБ России по Томской области;

- ФГКУ «УВО ВНГ России по Томской области».

Указанным структурам передаются на хранение копии (электронные копии) паспорта.

Срок действия паспорта не ограничен. При этом если объект поменял профиль, размеры и границы или рядом построили другие объекты; при смене вероятности угроз атак террористов, паспорт подлежит корректировке. Актуальный документ необходимо согласовать по вышеуказанной схеме.

Изменения вносятся во все экземпляры паспорта безопасности объекта (территории) с указанием причин и дат их внесения.

 

  1. Контроль за выполнением антитеррористических требований.

Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется собственником объекта спорта или уполномоченными ими лицами в виде проверок (комплексные, контрольные, целевые).

  1. Комплексная проверка антитеррористической защищенности объекта спорта проводится на основании решения собственника объекта спорта с периодичностью:

а) в отношении объектов первой категории опасности - не реже 1 раза в год;

б) в отношении объектов второй категории опасности - не реже 1 раза в 2 года;

в) в отношении объектов третьей категории опасности - не реже 1 раза в 3 года;

г) в отношении объектов четвертой категории опасности - не реже 1 раза в 4 года.

Продолжительность комплексной проверки объекта спорта не должна превышать 3 рабочих дня.

  1. Контрольная проверка антитеррористической защищенности объекта (территории) проводится по необходимости по решению собственника объекта спорта в целях контроля устранения недостатков, выявленных в ходе комплексной проверки.

Срок проведения контрольной проверки антитеррористической защищенности объекта (территории) не может превышать 2 рабочих дня.

  1. Целевые проверки проводятся комиссией в целях оперативной проверки выполнения настоящих требований при повышении уровня террористической опасности, вводимого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

Продолжительность целевой проверки объекта спорта не должна превышать 2 рабочих дня.

  1. Готовность персонала к действиям при установлении

уровней террористической опасности

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер
по обеспечению безопасности личности, общества и государства» могут устанавливаться уровни террористической опасности:

-повышенный («синий»): при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта;

-высокий («желтый»): при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта;

-критический («красный»): при наличии информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.

В случае установления указанных уровней руководителям (собственникам) потенциальных объектов террористических посягательств необходимо выполнить следующие мероприятия:

  1. При установлении повышенного («синего») уровня террористической опасности:

Довести до работников организации и сотрудников охраны об установлении уровня террористической опасности. Провести дополнительные инструктажи по порядку действий при угрозе совершения или совершении террористического акта (в том числе по действиям при обнаружении подозрительных предметов).

Ужесточить пропускной режим, досмотровые мероприятия в отношении работников, посетителей, транспорта. В случае противоправного проникновения в здание организации неизвестных лиц, незамедлительно информировать об этом правоохранительные органы.

Провести проверки технологического и иного оборудования, а также организовать периодический (каждые 2 часа) осмотр прилегающей к зданию территории, на которой находится организация. Особое внимание уделить состоянию критических элементов и потенциально опасных участков, местам хранения пожаро-, взрывоопасных материалов на предмет выявления возможных мест закладки взрывных устройств. При обнаружении подозрительных предметов, которые могут быть использованы как взрывные устройства, не трогать и не вскрывать их. Незамедлительно сообщить о находке в правоохранительные органы, при необходимости организовать эвакуацию работников и посетителей на безопасное расстояние, исключить доступ к обнаруженному предмету на расстоянии не менее 100 метров.

Следить за дальнейшей информацией. При отмене (изменении) уровня террористической опасности, информировать об этом работников организации и сотрудников охраны.

  1. При установлении высокого («желтого») уровня террористической опасности:

Выполнять мероприятия, предусмотренные при установлении повышенного («синего») уровня террористической опасности.

Уточнить расчет имеющихся сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий террористического акта или иного чрезвычайного происшествия связанного с ним, а также технических средств и специального оборудования для проведения спасательных работ.

Проверить готовность работников организации, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, отработать их совместные действия по возможному пресечению террористического акта и спасению людей.

Провести дополнительные тренировки с работниками организации по практическому применению сил и средств, привлекаемых в случае возникновения угрозы террористического акта или чрезвычайного происшествия.

Уточнить возможные маршруты эвакуации людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной, в том числе, совершением террористического акта.

Определить места, пригодные для временного размещения работников организации, эвакуированных с объекта в случае введения правового режима контртеррористической операции.

В соответствии с предоставленными полномочиями оказывать содействие правоохранительным органам в реализации ими поисковых мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, на наиболее вероятных объектах террористических посягательств и каналах миграции.

 

III. При установлении критического («красного») уровня террористической опасности:

Выполнять мероприятия, предусмотренные при введении повышенного («синего») и высокого («желтого») уровней террористической опасности.

Усилить охрану уязвимых критических элементов и потенциально опасных участков.

Принять неотложные меры по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать бесперебойной работе спасательных служб.

Создать пункт временного размещения людей, удаленных с отдельных участков местности и объектов, в случае введения правового режима контртеррористической операции.

Привести в состояние готовности имеющиеся транспортные средства для эвакуации людей.

Обеспечить эвакуацию персонала с объекта в случае введения на нем режима контртеррористической операции.

Содействовать приведению в состояние готовности группировки сил и средств, созданной для проведения контртеррористической операции.

  

Рекомендуемый перечень документов в области антитеррористической защиты (далее – АТЗ) для объектов спорта
  1. Нормативные правовые акты в области АТЗ.
  2. Приказ о назначении ответственных лиц за АТЗ в организации (с указанием функциональных обязанностей), либо должностная инструкция, в т.ч. ответственных за проведение инструктажей по АТЗ.
  3. Приказ, распоряжение об осуществлении пропускного и внутриобъектового режимов на объекте спорта, положение об организации пропускного и внутриобъектового режима (при его наличии).
  4. Перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта спорта.
  5. План взаимодействия с территориальными подразделениями ФСБ России, УМВД России, МЧС России, Росгвардии (порядок информирования об угрозе совершения террористического акта).
  6. Журнал учета проведения инструктажей по АТЗ.
  7. Инструкция персоналу по действиям при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство (рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством).
  8. Инструкция директору по действиям при захвате террористами заложников.
  9. Инструкция персоналу по действиям при захвате террористами заложников.
  10. Инструкция (памятка) директору организации о первоочередных действиях при угрозе террористического акта.
  11. Инструкция (памятка) дежурному администратору о первоочередных действиях при угрозе террористического акта(при его наличии).
  12. Инструкция по ведению телефонного разговора при угрозе террористического акта.
  13. Журнал учета посетителей.
  14. Журнал приема, сдачи дежурств, обхода территории, помещений подразделениями охраны, сторожами (вахтерами) (при его наличии).
  15. Список автотранспортных средств, имеющих право въезда на территорию учреждения.
  16. Паспорт безопасности объекта, приказ, распоряжение о назначении ответственного лица за хранение паспорта безопасности.
  17. Планы и порядок эвакуации работников и посетителей объекта спорта при пожаре, в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта, и иных чрезвычайных ситуаций.
  18. Приказ, распоряжение о проведении учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей объекта (территории) из зданий (сооружений), с графиком проведения тренировок
  19. Акты (справки) о проведенных учениях, тренировках по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей объекта (территории) из зданий (сооружений).
  20. Программы, конспекты, планы-графики, протоколы обучения работников учреждения способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении.
  21. Договоры на физическую охрану объектов спорта (копии лицензий организации, осуществляющей охранную деятельность, копии личных карточек охранников), обслуживание систем охранной сигнализации, видеонаблюдения, кнопок тревожной сигнализации.
  22. Инструкция, рекомендации по действиям руководителей (собственников) потенциальных объектов террористических посягательств при установлении уровней террористической опасности. План (алгоритм) действий при установлении уровней террористической опасности.
  23. Схема оповещения сотрудников организации при установлении уровней террористической опасности.

 

 

 

[1] Объекты спорта - объекты недвижимого имущества и комплексов недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий

Скрытое содержимое

 АКТ КАТЕГОРИРОВАНИЯ скачать

ФОРМА ПАСПОРТА скачать 

 

 

↑ Наверх