Версия для слабовидящих
Главная Актуальные темы Памятка для предпринимателей «Как работать с самозанятыми»

Памятка для предпринимателей «Как работать с самозанятыми»

Опубликовано:

Самозанятые граждане – это лица, применяющие налог на профессиональный доход (далее – НПД), получающие доход от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества. Правовое положение самозанятых регламентируется Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – Федеральный закон № 422-ФЗ)

В Томской области НПД начал применяться с 01.07.2020. За два года в Томской области в качестве самозанятых (без статуса ИП) зарегистрировалось более 26 000 человек.

В связи с неопределенностью статуса самозанятых у предпринимателей возникают вопросы, как правильно взаимодействовать с самозанятыми, какие сложности могут возникнуть в работе с самозанятыми, в каких сферах можно сотрудничать с самозанятыми.

Чем интересна работа с самозанятыми для компаний?

Сотрудничество с самозанятыми — это прозрачный способ привлечения специалистов для проектной занятости или решения разовых задач. Компании не нужно оформлять сотрудника в штат, а также отчислять налоги и взносы в фонды, нет необходимости организовывать рабочее место в офисе или на предприятии. Самозанятый сам несет ответственность за свой труд, социальный пакет и уплату налогов.

 

Преимущества для бизнеса в работе с самозанятыми

 

  • Выгодный налоговый режим — 6% (налог за себя платит самозанятый), страховые взносы платить не нужно;
  • Скорость выхода на заказ — сразу после найма, в течение нескольких часов;
  • Оптимизация финансовых и операционных издержек на ведение кадрового делопроизводства и работы бухгалтерии с физическими лицами.

 

!!Нюансы взаимодействия:

Компания и самозанятый всегда должны сотрудничать в рамках гражданско-правового договора. Если не соблюдать это правило, отношения могут быть переквалифицированы из гражданско-правовых в трудовые, назначен штраф и доначислены налоги.

 

Различия между гражданско-правовым и трудовым договорами

 

 

Признаки гражданско-правовых отношений

Признаки трудовых отношений

1.

Заключают договор при выполнении разовой или проектной работы

Заключают договор для выполнения работ на длительной основе

2.

Цель – получение конкретного результата

Цель – выполнение трудовой функции

3.

Самозанятый исполнитель несет ответственность за свои действия сам и работает на свой риск

Сотрудник следует внутреннему распорядку под руководством работодателя, который несет ответственность за действия работника

4.

В договоре указаны даты начала и окончания работ, а результат фиксируется актом или чеком в случае постоплаты

Работник получает заработную плату регулярно, дважды в месяц. Характер отношений — длительный, стабильный

5.

Исполнитель получает оплату за конечный результат выполнения работ, а не за выполнение трудовой функции

Размер выплат зависит от отработанного работником времени

6.

Исполнитель может оказывать услуги сразу нескольким заказчикам, он свободен в их выборе

Работник выполняет работу только для своего работодателя (или нескольких работодателей, если работает по совместительству).

7.

Самозанятый обеспечивает себя сам необходимыми инструментами, материалами, техникой, создает себе место для выполнения работы. Отпуск договором не предусмотрен

Условия труда обеспечивает работодатель. Сотрудник имеет право на ежегодный отпуск

8.

Самозанятый самостоятельно несет расходы в связи с выполнением работ

Расходы в связи с выполнением работ несет работодатель

 

ФНС России для контроля за взаимоотношениями самозанятых с организациями и ИП разработала специальные цифровые инструменты, которые в режиме реального времени определяют организации с признаками подмены трудовых отношений отношениями с самозанятыми, присваивая работодателям риск-балл, который формируется на основании 8 критериев рисков. Работодатели, попадающие в группу риска, могут иметь одновременно несколько показателей, которые характеризуют этих работодателей, как злоупотребляющих режимом НПД.

 

К системным рискам организаций отнесены следующие показатели.

1) Показатель «Продолжительность работы» - означает использование работодателем труда самозанятого три и более месяцев подряд.

2) Показатель «Единственный источник дохода».

3) Показатель «Признаки зарплаты».

Данные показатели исходят из сформированных чеков самозанятыми с одним и тем же заказчиком-работодателем на протяжении всего времени работы самозанятого.

4) Показатель «Массовая постановка на учет».

5) Показатель «Массовые регистрации дохода».

Данные показатели указывают на то, что заказчик работ (работодатель) организовывает процедуру регистрации для работников в качестве НПД. Используя при регистрации один адрес электронной почты для всех работников, а также одно техническое средство для формирования чеков.

6) Показатель «Наличие групповых переходов».

Данный показатель сигнализирует о фактах перехода работников из одной организации в другую, но уже в качестве самозанятых. При этом одна организация подконтрольна другой организации.

7) Показатель «Периодичность выплат» говорит о частоте выплаты дохода в пользу самозанятых. Если данные выплаты ежемесячные и работодатель считает, что выплаты самозанятым правомерные в рамках гражданско-правовых договоров (договор на оказание услуг (работ) должен содержать информацию об объемах и составе работ, срока исполнения услуг (работ) и порядка их оплаты), то работодатель должен подтвердить соответствующими актами выполненных работ. Иначе идет подмена трудовых отношений.

8) Показатель «Прямые нарушения» означает нарушение прямой нормы закона: запрет на оказание услуг плательщиками НПД бывшим (менее двух лет) работодателям.

Появлению показателей риска могут способствовать следующие действия работодателей:

- намеренный перевод работников на НПД с оказанием услуг взаимозависимому юридическому лицу;

- минимальное количество в организации штатных работников при значительном количестве привлеченных самозанятых, при этом самозанятые получают максимально приближенные к ограничению НПД суммы доходов.

 

Если такие действия будут выявлены, организация или ИП попадет в группу риска, о чем их проинформируют налоговики, предложив добровольно уточнить свои налоговые обязательства. Если компания после получения информационного письма от налогового органа не предпримет необходимых действий, в отношении нее может быть организована проверка, которую проведут налоговые инспекторы, в том числе совместно с трудовой инспекцией. По итогам проверки налоговый орган может переквалифицировать гражданско-правовые договоры с самозанятыми в трудовые отношения со всеми вытекающими доначислениями налогов и страховых взносов, а также пеней и штрафов.

 

 Какие сложности могут быть в работе с самозанятыми и как их решать?

 

При сотрудничестве с самозанятым важно убедиться, что задачи, которые вы планируете ему передать, не входят в перечень трудовых отношений. Если компания решит сэкономить на налогах и оформить сотрудника с признаками трудовых отношений как самозанятого — ее могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. При этом налоговая доначислит НДФЛ, обяжет выплатить страховые взносы в бюджет и выпишет штраф.

Чтобы избежать нежелательных трудностей, обращайте внимание на следующие простые пункты:

За чем следить

В чем сложность

Вести документооборот

С каждым самозанятым придется заключать отдельный договор, это увеличивает нагрузку на штатных специалистов

(юристы, HR, бухгалтеры).

Проверять статус самозанятого

Самозанятый может получить деньги и в любой момент закрыть свой статус или аннулировать чек. Тогда компания-заказчик не сможет включить траты в налоговые расходы.

Перед каждой оплатой нужно

проверять статус самозанятого на сайте налоговой

Чеки

Юрлицо должно самостоятельно собирать чеки, которые самозанятый выбивает. Чек является главным документом, который позволит юрлицу или ИП-заказчику подтвердить понесенные расходы. Если самозанятый его не прислал или допустил в нем ошибку — это проблема заказчика.

Информировать самозанятых необходимости самостоятельно платить налоги

Несмотря на то, что самозанятый по закону сам обязан платить НПД, контроль заказчика за этим снижает риск того, что у самозанятого могут отозвать статус или компания заказчика может попасть в зону интереса контролирующих органов, если ее контрагенты массово не платят НПД

 

Если самозанятых в компании много, то могут возникнуть сложности с документооборотом и контролем. Можно вести отчетность и следить за статусом плательщика НПД самостоятельно. Или сэкономить время и ресурсы, сотрудничая с самозанятыми через специальные онлайн-платформы для бизнеса. Такие сервисы автоматизируют весь документооборот и проводят выплаты самозанятым, регулярно проверяют их статус, выбивают чеки и официально обмениваются данными с ФНС.

  

Частые вопросы при работе с самозанятыми

 

Могу ли я сотрудничать со своим бывшим сотрудником как с самозанятым?

Если прошло менее двух лет с момента расторжения трудового договора — сотрудничать нельзя. Также сотрудничество невозможно, если самозанятый — это текущий сотрудник компании.

Можно ли сотрудничать с самозанятым, если он также работает по трудовому договору в другой компании?

Да, вы можете сотрудничать с самозанятым, который совмещает основную работу с дополнительной профессиональной деятельностью.

Могу ли я нанять сразу нескольких самозанятых на одну и ту же задачу?

Да, можно. Но нужно убедиться, что они не работали по договору простого товарищества, иначе есть риски слететь с режима НПД для них, а для вас — риски штрафов и доначислений налогов.

Должен ли я платить налог за самозанятого?

Нет, налог уплачивает сам плательщик НПД — 6% при сотрудничестве с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами,

4% — с физическими лицами.

Планируется ли повышение налоговой ставки на профессиональную

деятельность?

В федеральном законе от 27.11.2018 422-ФЗ указано, что ставка не будет повышаться до 31.12.2028 года и будет равна 6% при сотрудничестве с компаниями.

Как платить самозанятому?

Ограничений нет. Можно провести оплату на карту, электронный кошелек или наличными. Помните, что самозанятые не пользуются онлайн-кассами, поэтому все чеки они создают в приложении «Мой налог». Их можно получить в бумажном или электронном виде любым доступным способом.

 

Существует ли лимит на выплаты для исполнителя? Что делать, если он будет превышен?

 

Ограничений по объему выплат за месяц нет, однако самозанятый может сохранять свой статус в том случае, если его общий доход не превышает 2,4 млн рублей в год. Если исполнитель, с которым вы сотрудничаете, превысит лимит, он будет лишен статуса плательщика НПД. В этом случае ему придется переоформляться как ИП, выбрав иной налоговый режима, а вам — либо переходить на другой формат сотрудничества с ним, либо искать другого самозанятого.

В какой момент самозанятый должен предоставить мне чек?

В целом, передавать чеки нужно сразу в момент расчета. Если такой возможности нет, то чек формируется не позднее 9-го числа месяца, в котором была оплата.

Что будет, если исполнитель не окажется самозанятым или снимется с учета?

 

Если компания платит физическому лицу, то она считается его налоговым агентом и обязана выплатить 13% налога от выплаченных сумм, а еще — 27,1% страховых взносов. Если этого не сделать, то компания получает штраф в размере 40% от суммы налогов, если специально пыталась обойти действующее законодательство, 20% — если это произошло неумышленно.

Чтобы такое не происходило, важно помнить про грамотно составленный договор с самозанятым. К тому же нужно проверять статус исполнителя на портале ФНС.

 

 

Сферы, в которых могут сотрудничать самозанятые и бизнес

 

Федеральным законом № 422-ФЗ не содержится перечень видов деятельности, которыми может заниматься плательщик НПД. В законе содержится перечень видов деятельности, которыми самозанятые заниматься не имеют права:

 

  • Продавать и перепродавать подакцизные товары, а также те, что подлежат маркировке;
  • Добывать и продавать полезные ископаемые;
  • Заниматься перепродажей товаров, имущества и имущественных прав (продавать можно только то, что сделали сами, или личное имущество).
  • Работать по договору поручения, договору комиссии или агентскому договору;
  • Заниматься платной доставкой товаров без контрольно-кассовой техники.
  • Заниматься деятельностью, требующей специального разрешения (например, такси) или лицензии (медицинская, образовательная деятельность и т.д.).
  • Нанимать работников по трудовому договору.

 

Если соблюдаются все условия, предусмотренные Федеральным законом № 422-ФЗ, человек может оформить самозанятость и работать с компанией или ИП как исполнитель.

 

Вот примеры деятельности, в которой организации или ИП могут сотрудничать с самозанятыми:

  • Строительные работы и ремонт помещений;
  • Услуги по перевозке пассажиров и грузов (кроме пассажирского такси);
  • Юридические консультации и ведение бухгалтерии;
  • Продажа продукции собственного производства;
  • Фото- и видеосъемка на заказ;
  • Проведение мероприятий и праздников;
  • Удаленная работа через электронные площадки;
  • Репетиторство и услуги тренеров;
  • Оказание косметических услуг на дому.

 

!!!Важно: компании или ИП нельзя сотрудничать с самозанятым, с которым у них оформлен трудовой договор или был оформлен менее двух лет назад.

 

 

↑ Наверх