Новая государственная стратегия поддержки предпринимательства: какие задачи она ставит перед собой и перед бизнесом?
Наталья Ларионова, директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РФ, 7 сентября посетила Томск в рамках парламентских слушаний «Повышение эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса».
Она рассказала участникам слушаний о новой стратегии развития предпринимательства до 2030 года, которую в настоящее время по поручению Президента разрабатывает Министерство.
Проект стратегии размещен на сайте Минэкономразвития.
Наталья Ларионова:
— Работа над стратегией началась с целеполагания: чего мы хотим достичь? Мы сразу отказались от популистских идей: «Даешь к 2030 году удвоение малого бизнеса в ВВП!» Никаких внятных экономических расчетов под этой цифрой нет. Поэтому провозглашать то, чего ты объективно не можешь выполнить, — нечестно.
Какие задачи мы поставили?
Первое — повышение уровня производительности труда. В этом секторе существуют небольшие компании с маленькими оборотами и низкой численностью занятых. Зачастую в таких случаях имеют место схемы, близкие к «серым»: неоформленные работники, низкие зарплаты, маленькая доходность.
Второе — увеличение оборота малых и средних предприятий в два раза. Не их вклада в ВВП, а именно оборота. Почему мы отказались от ВВП? Чтобы в два раза увеличить вклад малого бизнеса в ВВП, надо, чтобы сектор рос с темпом, в два раза опережающим рост страны. Это нереально. А вот увеличение оборота — это очень даже реальная задача.
Третья задача, на первый взгляд, противоречит первой. Это рост занятости в секторе. Все мы понимаем, что, повышая производительность труда, мы идем в освобождение занятых. Но сложность момента заключается в том, что свыше 20 млн человек занято в теневом секторе. Эти люди и так заняты, но они не видны. Поэтому, говоря о росте занятости, мы говорим о росте легальной занятости.
На что мы будем опираться?
Основным направлением становится формирование системы поставщиков вокруг крупнейших государственных компаний. Если к ним прибавить государственный заказ, то, в совокупности, оборот оценивается в районе 25-30 трлн руб. Обеспечение доступа малого и среднего бизнеса к этим заказам нам сейчас видится гораздо важнее, чем программа поддержки малого и среднего бизнеса. Эти суммы просто не сопоставимы.
Второе направление — обеспечение доступа МСП к торгам. На это будет направлена работа и с налоговым законодательством, с законодательством о закупках. Это обязательно 18-процентня квота. На этом будет разворачиваться программа поддержки малого бизнеса уже в ближайшее время.
При этом от мер финансовой поддержки никто не отказывается. Финансисты часто задают вопрос: мы тратим деньги на малый бизнес, а что он приносит?
Мы провели очень крупное федеральное исследование. Сравнивали компании, которым мы оказываем поддержку, с похожими компаниями, которые поддержку не получают. Первые растут с темпом на 3% быстрее вторых. Может быть, это кажется очень маленькой цифрой. Но вспомните, какие мы себе ставим задачи по повышению темпов роста ВВП: пытаемся преодолеть ноль, а тут — на 3% больше. На один рубль помощи такие предприятия приносят 7 рублей налогов — это прямой эффект, и 39 рублей роста и вклада в ВВП. Это цифры, полученные в среднем по РФ. Не думаю, что они сильно отличаются от региона к региону. Но мы можем оценить масштабы воздействия программы на развитие данного сектора.