Пошаговая инструкция по регистрации юридического лица
Чтобы начать деятельность в качестве юридического лица, необходимо зарегистрироваться в Налоговой службе. Регистрация осуществляется в течение 3 рабочих дней.
Шаг 1. Выберите организационно-правовую форму.
Это может быть общество с ограниченной ответственностью (ООО), акционерное общество (АО), автономная некоммерческая организация (АНО), крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) и т.д. Для субъектов малого и среднего предпринимательства оптимальной является форма ООО.
Подробнее об условиях отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Шаг 2. Определите адрес местонахождения юридического лица.
В качестве адреса организации можно использовать:
• адрес собственного офиса учредителя,
• домашний адрес руководителя фирмы,
• адрес арендованного помещения.
Шаг 3. Выберите наиболее оптимальный режим налогообложения.
Вы вправе выбрать общий или один из специальных налоговых режимов.
Организация на общем режиме обязана:
1. вести бухгалтерский учет;
2. представлять в инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность;
3. уплачивать основные налоги – на добавленную стоимость (НДС) и на прибыль.
Общий налоговый режим является основным и применяется по умолчанию, если организация не подала в налоговый орган заявление о переходе на один из специальных налоговых режимов.
Правила ведения бухгалтерского учета определены в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Специальные налоговые режимы применяются для того, чтобы максимально облегчить жизнь субъекта малого предпринимательства. Любой специальный налоговый режим предполагает замену нескольких основных налогов одним (единым).
Упрощенная система налогообложения – один из самых распространенных режимов налогообложения малого бизнеса. Но применять его можно только при соблюдении критериев:
1. уровень дохода: применение – не более 200 млн руб. за год; переход – не более 112,5 млн руб. за 9 мес.;
2. остаточная стоимость основных средств: не более 150 млн руб.;
3. доля участия других организаций: не более 25%;
4. средняя численность работников: не более 130 чел.
5. Запрет применения УСН для организаций, у которых есть филиалы.
Все доходы и расходы (или только доходы) нужно фиксировать в специальной Книге учета доходов и расходов. Форма Книги учета доходов и расходов утверждена приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н.
В рамках УСН можно выбрать объект налогообложения «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов» (чаще говорят «доходы минус расходы»). При выборе объекта налогообложения учитывайте затратность бизнеса, то есть наличие постоянных и обоснованных материальных издержек.
При объекте «доходы» налоговая ставка составляет 6%, если доходы с начала года превысили 150 млн рублей и (или) численность сотрудников превысила 100 человек, то с момента превышения ставка составляет 8%.
При объекте «доходы, уменьшенные на величину расходов» налоговая ставка составляет 15%, если доходы с начала года превысили 150 млн рублей и (или) численность сотрудников превысила 100 человек, то с момента превышения ставка составляет 20 %.
Для отдельных видов деятельности региональным законом налоговые ставки по УСН могут быть снижены.
Так, Законом Томской области от 07.04.2009 N 51-ОЗ «Об установлении на территории Томской области налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» предусмотрены следующие налоговые ставки по УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»:
1) 10 % - для всех категорий налогоплательщиков, не относящихся к приеденным ниже категориям;
2) 5% для резидентов Особой экономической зоны технико-внедренческого типа созданной на территории города Томска (ОЭЗ ТВТ), для резидентов территории опережающего социально-экономического развития «Северск» (ТОСЭР);
Подробнее о том, как стать резидентом ОЭЗ ТВТ, читайте на Инвестиционном портале Томской области.
3) 15 процентов для организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются:
Виды предпринимательской деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) |
Виды предпринимательской деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) |
Сдача внаем собственного недвижимого имущества |
Аренда и управление собственным и арендованным недвижимым имуществом |
Компании, применяющие УСН, уплачивают:
• авансовые платежи по налогу – не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода (I квартала, полугодия и 9 месяцев);
• налог по итогам налогового периода – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом), то есть не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации.
ЕСХН разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции. К ней относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.
Порядок признания сельскохозяйственным товаропроизводителем определен п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса, перечень сельскохозяйственной продукции установлен п. 3 ст. 346.2.
Если фирма не производит сельхозпродукцию, а только осуществляет ее первичную или последующую промышленную переработку, она не вправе применять ЕСХН.
Налог уплачивается с прибыли, полученной организацией от всех видов деятельности. Прибыль – это разница между доходами и расходами за год (полугодие).
Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.
Важное ограничение при применении ЕСХН – в общем объеме дохода от реализации товаров (работ, услуг) на долю сельскохозяйственной продукции собственного производства должно приходиться не менее 70%. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по договорным ценам, с учетом рыночных.
Налогоплательщики ЕСХН уплачивают:
• авансовые платежи по итогам отчетного периода – не позднее 25 июля;
• сумму налога по итогам налогового периода (календарного года) – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Шаг 4. Подготовьте документы на регистрацию.
Следующие документы:
• Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма №Р11001). Его можно распечатать и заполнить на бумаге, либо сформировать в электронном виде, используя Программу подготовки документов, используемых при регистрации юридических лиц.
• Решение о создании, оформленное решением единственного учредителя или протоколом общего собрания учредителей. Наиболее распространенной организационно-правовой формой коммерческой организации является общество с ограниченной ответственностью (ООО). В решении о создании ООО должны быть приняты решения по следующим вопросам: учреждение Общества, его наименование, место нахождения, размер уставного капитала, утверждение устава или решение о том, что Общество действует на основании типового устава, назначение органов управления Обществом, которые предусмотрены уставом.
• Устав юридического лица. Представляется в двух подлинных экземплярах в случае представления лично или по почте и в одном экземпляре – при направлении в электронном виде. Если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, то текст устава не представляется, вместо этого необходимо указать номер типового устава при заполнении заявления о государственной регистрации юридического лица при создании.
• Квитанция об уплате государственной пошлины.
Размер пошлины составляет 4 000 руб.
Госпошлину можно оплатить через любой банк. Обязательно сохраните и приложите к заявлению подтверждение оплаты — квитанцию, чек, платежное поручение, которые вы получите после совершения оплаты.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2018 N 234-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2019 года госпошлину при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно не платить. Такая льгота доступна тем, кто подает документы в регистрирующий орган в электронном виде: через сайт ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг. Госпошлина не уплачивается также при подаче документов для государственной регистрации через МФЦ или нотариуса.
Шаг 5. Подайте документы на регистрацию.
Для этого потребуется:
• оплатить госпошлину;
• отнести необходимые документы в налоговую инспекцию. Заявление подписывается непосредственно в присутствии сотрудника налоговой инспекции.
Инспекция примет документы и выдаст вам расписку в их получении.
Документы о регистрации юридического лица могут быть поданы в регистрирующий орган или в МФЦ представителем. В этом случае необходимо заверить у нотариуса:
- подпись заявителя на заявлении;
- доверенность представителя или ее копию.
Адрес Налоговой инспекции для подачи документов на регистрацию ЮЛ: г. Томск, пл. Соляная, 5 (для жителей г. Томска и Томской области).
Для этого потребуется:
• оплатить госпошлину;
• сформировать заявление в электронном виде и направить его в налоговую инспекцию, воспользовавшись сервисом «Подача заявки на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя» (для этого необходимо зарегистрироваться на сайте налогового органа) ИЛИ подготовить полный пакет документов в электронном виде и направить его в налоговую инспекцию с помощью сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию» (при этом образцы документов должны быть отсканированы с учетом определенных технических требований и подписаны вашей усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя).
Инспекция примет документы и направит вам расписку в их получении.
Для этого потребуется:
- оплатить госпошлину;
- отнести необходимые документы в МФЦ.
Заявление о государственной регистрации заверять не требуется, если документы представляет непосредственно заявитель с предъявлением документа, удостоверяющего личность.
В случае, когда документы подаются не заявителем, а его представителем, необходимо у нотариуса заверить:
- подпись заявителя на заявлении;
- доверенность представителя.
МФЦ примет документы и выдаст вам расписку в их получении.
Адрес МФЦ: г. Томск, пр. Фрунзе, 103.
Обратите внимание: в связи с подачей документов через МФЦ срок регистрации может увеличиться.
Для этого потребуется:
• оплатить госпошлину;
• отнести необходимые документы к нотариусу,
• подписать в его присутствии заявление;
• нотариус направляет отсканированные документы в налоговую инспекцию, заверяя своей ЭЦП (услуга платная).
Инспекция примет документы и направит расписку в их получении.
Документы в налоговую инспекцию может отправить только нотариус, засвидетельствовавший подпись заявителя на заявлении.
Шаг 6. Получите готовые документы.
В течение 3 рабочих дней налоговая инспекция производит регистрацию юридического лица.
Документы можно забрать лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности. Их могут направить в ваш адрес и по почте.
Если документы были сданы через МФЦ, то обращаться за их получением необходимо в МФЦ.
• свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
• один экземпляр устава с отметкой регистрирующего органа;
• лист записи Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
• свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения. В нем указывается идентификационный номер налогоплательщика – ИНН и код причины постановки на учет – КПП.
Шаг 7. Последние действия перед началом работы уже в статусе ЮЛ:
• В течение 30 дней с момента регистрации необходимо подать в налоговую инспекцию заявление о переходе на специальный налоговый режим, если они не были поданы с заявлением о регистрации (если не планируете находиться на общем режиме).
• Получите коды статистики в ТО Федеральной службы государственной статистики по Томской области (ул. Гагарина, 56). Они могут понадобиться при открытии банковских счетов, оформления лицензии, разрешений и допусков.
• Откройте счет в банке, а также, в случае предоставления банком такой возможности, использовать для проведения электронных расчетов корпоративное электронное средство платежа (КЭСП). Банковский счет будет необходим для заключения договоров с другими предпринимателями или организациями, а также для проведения безналичных расчетов.
• Закажите в специализированных организациях собственную печать (при желании). Если ООО не имеет печати, это должно быть прописано в Уставе.
Поздравляем, вы оформили юридическое лицо!
Желаем вам успехов в работе. А в случае возникновения вопросов при взаимодействии с государственными органами вы всегда можете обратиться к Уполномоченному по защите прав предпринимателей по тел.: 909-680.
Нормативная база
• Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Устанавливает правила государственной регистрации.
Содержит исчерпывающий список причин для отказа регистрации (п. 1 ст. 23).
Более подробная информация о порядке регистрации бизнеса — на сайте ФНС России по Томской области.