Что такое проверка и основные действия предпринимателя
Что такое проверка?
Контрольно-надзорные органы проверяют, как предпри-ниматель соблюдает нормы, установленные различными федеральными и региональными нормативными правовыми актами, которые касаются его деятельности (будь то процесс производства или реализации продукции, оказание услуг и прочее).
Кто может прийти с проверкой?
Надзорных органов великое множество: Налоговая и Трудовая инспекции, Антимонопольная служба, Комитет по лицензированию, Фонд социального страхования и Пен-сионный фонд, прокуратура, Федеральная служба безопас-ности, Роспотребнадзор, МЧС, Министерство юстиции и это еще далеко не все. Регулирование и особенности у каждого свои, но есть и кое-что общее.
Виды проверок
Камеральные проверки проводятся по итогам сдачи отчетности на основе деклараций и документов на террито-рии проверяющего органа и не требует личного присутствия представителя организации.
Выездные проверки проводятся на месте (в офисе, торговой точке, на предприятии и т.д.).
Плановые проверки утверждаются на календарный год. Перечень размещается на сайте Прокуратуры Томской области: prokuratura.tomsk.gov.ru (раздел «Ежегодный сводный план …»). А также на сайте proverki.gov.ru.
Внеплановые проверки проводятся, например, по жа-лобе потребителя.
Первые действия при прохождении выездной проверки:
1. Проверить документы инспектора, подтверждающие его принадлежность органу.
2. Зафиксировать имена и должности в журнале посеще-ний либо в каких-либо других документах, подтверждающих присутствие тех или иных лиц на проверке.
3. Крайне внимательно изучить решение органа, на осно-вании которого производится проверка:
а) кем подписано решение о назначении проверки;
б) кто упомянут в решении в качестве лица, осущест-вляющего проверку;
в) правильно ли указаны реквизиты организации, в отношении которой производится проверка.
Все эти вопросы важны для последующего обжало-вания указанного решения, в том случае, если оно под-писано должностным лицом, не имеющим полномочия для подписания данного документа, а также в случае обжало-вания акта, составленного по результатам проверки, осу-ществленной проверяющей группой в незаконном составе.
Пример
Проверка правоохранительного органа зашла на предприятие в 9:00 утра. Руководство на месте еще не присутствовало. Сотрудник организации в протоколе о проведении проверки обнаружил несоответствие в наименовании и ИНН проверяемой организации. До момен-та устранения этой ошибки представители органов не имели права приступить к проверке. Таким образом, было выиграно время до момента приезда руководства и представителя организации.
В процессе и по окончании проверки
При изымании документов, оборудования, иного иму-щества организации, составляется опись, в которой отража-ется каждый такой предмет. Оборудование опечатывается бумажными лентами с подписями проверяющего и двух представителей организации на основных соединительных узлах, не позволяющие внешнее вмешательство внутрь устройства. Документы нумеруются на каждом листе и по количеству листов включаются в опись.
По результатам проверки составляется акт, на подписа-ние которого приглашается представитель организации. На основании акта выносится решение.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или его представителю под расписку, либо отправляется по почте с уведомлением о вручении.
В случае выявления административного правона-рушения составляется протокол и дается предписание об устранении выявленных нарушений. Представители контро-лирующей организации имеют право прийти повторно и про-верить, устранены ли указанные в предписании нарушения.