Версия для слабовидящих
Главная Полезная информация Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в суде

Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в суде

 

С 2014 года в порядке рассмотрения заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости произошли существенные изменения.

Они обусловлены вступлением в силу двух Федеральных законов: ФЗ от 4 июня 2014 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами» и от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

С 6 августа 2014 года вступили в силу изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (часть 1 статьи 26 ГПК РФ была дополнена пунктом 8), согласно которым дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе земельных участков, независимо от субъектного состава заявителей, отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции и к родовой подсудности судов субъектов Российской Федерации. В Томской области рассмотрение данной категории дел относится к подсудности Томского областного суда.

Учитывая, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (Государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер, и являются основанием для определения налоговых и иных платежей, утверждаются заказчиком работ, в связи с этим требования об оспаривании этих сведений, вне зависимости от формы обращения лица в суд, рассматриваются в порядке, установленном главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которой содержатся общие положения о порядке рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, а с 15 сентября 2015 года эти дела подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), в котором глава 25 посвящена порядку рассмотрения административных дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

До вступления в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, которое обращается с заявлением в суд об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, именуется заявителем, все остальные лица, привлеченные к участию в деле, – заинтересованными лицами. В Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации – лицо, обращающееся в суд – административный истец, лицо, к которому предъявлено требование – административный ответчик.

Результаты определение кадастровой стоимости, могут быть оспорены в судебном порядке посредством заявления следующих требований:

  • Об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости).
  • О пересмотре кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости.

К недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (в том числе, его местоположение, назначение, вид разрешенного использования земельного участка и иные ценообразующие факторы), ошибка в расчете кадастровой стоимости и т.п.

  • Об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Не все решения Комиссии могут быть оспорены в данном порядке, а лишь решения об удовлетворении требований о пересмотре кадастровой стоимости. Обратиться в суд с такими требованиями могут органы, которые являются получателями бюджетных доходов. При этом решение Комиссии об отказе будет свидетельствовать о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», такое решение при рассмотрении дел об оспаривании кадастровой стоимости не является предметом судебной проверки. Выводы, положенные в основу принятого Комиссией решения, не имеют для суда заранее установленной силы, а само решение оценивается наряду с иными доказательствами по делу.

Учитывая, что целью обращения в Комиссию является пересмотр кадастровой стоимости, принятое Комиссией решение подлежит обжалованию с соблюдением правил подсудности, установленных пунктом 8 части 1 статьи 26 ГПК РФ и пунктом 15 статьи 20 КАС РФ в порядке и сроки, предусмотренные, соответственно, главой 25 ГПК РФ и главой 22 КАС РФ, за исключением решения об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости. В силу абзацев 1, 2, 37 и 38 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности оспаривание указанного решения предусматривается посредством предъявления требований о пересмотре кадастровой стоимости по правилам глав 23 ГПК РФ и 25 КАС РФ (любые заявления, конечная цель которых направлена на изменение кадастровой стоимости, должны быть рассмотрены в рамках требований о пересмотре кадастровой стоимости).

При рассмотрении требований о пересмотре кадастровой стоимости достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта, которым утверждены результаты определения кадастровой стоимости, предметом оспаривания и проверки не являются.

При этом одновременное рассмотрение требований о пересмотре кадастровой стоимости с иными требованиями (о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей и др.) не допускается (пункт 8 части 1 статьи 26 ГПК РФ и пункт 15 статьи 20 КАС РФ).

В связи с тем, что правила производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов установлены главой 24 ГПК РФ и главой 21 КАС РФ, требование о признании нормативного правового акта недействующим также не может быть рассмотрено одновременно с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости.

Кто может обратиться с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости?

С заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости (далее – заявление о пересмотре кадастровой стоимости) вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы 1 и 2 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд по месту нахождения такого объекта недвижимости с заявлением об установлении рыночной стоимости, а также о пересмотре его кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки, использованными при определении кадастровой стоимости.

Бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права такого лица в налоговом периоде, в котором подано заявление.

Арендаторы недвижимого имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Если арендная плата за пользование имуществом, находящимся в собственности граждан и (или) юридических лиц, рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, арендатор вправе оспорить указанную стоимость, когда согласие собственника на такой пересмотр выражено в договоре аренды (статья 420 Гражданского кодекса РФ).

Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39-20 Земельного кодекса РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2-2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Кто привлекается к участию при рассмотрении данной категории дел:

  • заинтересованными лицами, административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке;
  • в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки, к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки;
  • по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», заинтересованным лицом, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценки;
  • по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) Комиссии заинтересованными лицами, административными ответчиками являются Комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана.

Согласно абзацу 1 статьи 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Учитывая установленную законом периодичность проведения государственной кадастровой оценки, заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, в том случае если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее – архивные сведения).

Ведение государственного кадастра недвижимости на основании принципа непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, исключает возможность оспаривания архивных сведений, за исключением случаев исправления технической и (или) кадастровой ошибки (абзац 4 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статья 28 Закона о кадастре) (Определение Верховного Суда РФ от 25.03.2015 № 11-АПГ15-2).

Выявленная в архивных сведениях техническая и (или) кадастровая ошибка может быть исправлена на основании решения суда, если сохраняется право на использование архивной кадастровой стоимости для целей, установленных законодательством.

Из статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу положений статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешённого использования земельного участка или уточнения площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222.

При этом из положений упомянутой статьи и Методических указаний следует, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель (Определения Верховного Суда РФ № 47-АПГ15-10 от 18.03.2015, 58-АПГ14-24 от 04.02.2015, № 84-АПГ15-1 от 18.03.2015).

Заявление в суд об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статей 131 и 132 ГПК РФ, статьям 125, 126, частям 1-3 статьи 246 КАС РФ.

К заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости также должны быть приложены следующие необходимые документы (статья 126, части 2, 3 статьи 246 КАС РФ):

1) кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2) нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

3) если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, заявитель также представляет документы, подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки.

4) при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, необходимым документом является отчет, на бумажном носителе и в форме электронного документа, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение также на бумажном носителе и в форме электронного документа.

В случае предъявления требований об установлении рыночной стоимости объекта, указанного в статье 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», заявителем должны быть представлены документы, содержащие информацию о дате внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее учтенного земельного участка, либо о дате внесения сведений об изменении характеристик земельного участка, повлекших изменение кадастровой стоимости. Данные сведения могут содержаться в акте определения кадастровой стоимости, кадастровом плане объекта недвижимости или кадастровой справке.

Обязательным для организаций при обращении в суд являются документы, подтверждающие соблюдение установленного досудебного порядка урегулирования спора.

О выполнении данных требований может свидетельствовать решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, либо отказ Комиссии в рассмотрении заявления.

Если заявление не было принято Комиссией к рассмотрению в связи с отсутствием необходимых документов (например, отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов и т.п.), такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка.

Для физических лиц досудебный порядок не является обязательным.

Поскольку индивидуальный предприниматель, является физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на него не распространяются требования Закона об обязательном обращении в Комиссию.

По делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Обязанность доказать наличие недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.

Вместе с тем это не освобождает заинтересованных лиц, которые возражают против заявленных требований, представлять доказательства в подтверждение своих возражений.

Представленный заявителями отчет о рыночной стоимости земельного участка как доказательство по делу, несмотря на наличие положительного экспертного заключения, оцениваться судом на предмет его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.

При этом суд выясняет, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам. В частности, в силу абзаца 1 статьи 4, абзаца 4 статьи 15.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отсутствие в отчете сведений об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика свидетельствует о том, что такое лицо не является субъектом оценочной деятельности, а составленный им отчет не может расцениваться как допустимое доказательство (статья 60 ГПК РФ, 61 КАС РФ).

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности суд назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).

Законодательство о налогах и сборах не допускает произвольного установления налогов, не имеющих экономического основания, что предполагает при разрешении дела о пересмотре кадастровой стоимости определение действительной рыночной стоимости объекта недвижимости. В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, например, в том размере, который будет установлен при проведении судебной экспертизы.

При наличии возражений заявителя против установления рыночной стоимости объекта недвижимости в ином размере, чем указано в заявлении, суд разъясняет заявителю право на отказ от требований (часть 1 статьи 39 ГПК РФ, часть 2 статьи 46 КАС РФ). При отсутствии заявления об отказе от требований о пересмотре кадастровой стоимости суд рассматривает дело по существу.

Принятие судом отказа от требований и прекращение производства по делу, а также отказ в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости препятствуют повторному обращению с заявлением о пересмотре этой кадастровой стоимости в отношении того же объекта недвижимости (пункт 2 части 1 статьи 134, статья 220 ГПК РФ, пункт 4 части 1 статьи 128, пункт 2 части 1 статьи 194 КАС РФ).

Необходимо иметь в виду, что в случае утверждения и внесения в ходе рассмотрения дела в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки, применимых к спорному объекту недвижимости, заявитель не вправе изменить требования в порядке части 1 статьи 39 ГПК РФ, части 1 статьи 46 КАС РФ и оспорить результаты очередной кадастровой оценки.

В таком случае заявитель вправе обратиться в суд с самостоятельным требованием при условии соблюдения досудебного порядка и представления соответствующих необходимых доказательств.

Стоимость, установленная решением суда, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости и является новой кадастровой стоимостью.

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки.

Государственная пошлина при подаче заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости уплачивается в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ для физических лиц – 300 рублей, для организаций – 2 000 рублей.

Расходы на проведение отчета об определении рыночной стоимости объекта и расходы на положительное экспертное заключение на него не относятся к судебным расходам и не подлежат возмещению в порядке статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (определение Верховного Суда РФ № 2-АПГ-14-5 от 11.02.2015).

К судебном расходам относятся расходы, понесенный в процессе рассмотрения дела: расходы по оплате государственной пошлины, расходы на представителя, по оплате судебной экспертизы, если она будет назначена судом.

В ближайшее время Верховным Судом РФ планируется принять постановление Пленума «О вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости», в связи с чем при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в судебном порядке необходимо будет учитывать содержащиеся в нем разъяснения.

Материал подготовила судья Томского областного суда Наталья Анатольевна Бондарева.

↑ Наверх