Версия для слабовидящих
Главная Актуальные темы ПРОВЕРКИ: правила, помощь омбудсмена, контакты ведомств, частые вопросы

ПРОВЕРКИ: правила, помощь омбудсмена, контакты ведомств, частые вопросы

Опубликовано:

 

Предприниматели в процессе осуществления своей деятельности неоднократно сталкиваются с проверками со стороны контрольно-надзорных органов.

В Томской области работают несколько десятков государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность. Нередко предприниматели не имеют достаточно опыта и знаний о том, что такое проверка, как к ней подготовиться и как вести себя во время ее проведения.

Кроме того, ежегодно в РФ происходит внедрение новых система контроля, призванных сократить количество проверок и сделать взаимодействие бизнеса и контролеров более простым и удобным, но на этапе их внедрения у предпринимателей возникает масса вопросов.

Для поддержки бизнеса в Томской области создан Центр компетенций при Уполномоченном по защите прав предпринимателей.

Здесь вы можете:

• получить информацию о видах проверок,
• о частоте плановых проверок и найти себя в графике на текущий календарный год,
• узнать о своих правах при проведении проверки,
• узнать, что ЗАПРЕЩЕНО проверяющим,
• получить оперативную юридическую консультацию по телефону во время проверки,
• задать вопрос онлайн и многое другое.

 

Для быстрого поиска необходимой вам информации воспользуйтесь поиском:

Поиск по проверкам...

Все о проверках

 • Что такое проверка

Проверка — это совокупность мероприятий по контролю, проводимых контрольно-надзорными органами в отношении предпринимателя (организации), для оценки соответствия осуществляемой ими деятельности, производимых и реализуемых товаров (работ, услуг) обязательным требованиям.

По итогам проверки предприниматель (организация) может быть привлечен к административной ответственности, ему может быть выдано предписание, обязательное для исполнения.

Таким образом, контрольно-надзорные органы следят за тем, как бизнес соблюдает нормы, установленные законодательством.

С 2016 года надзорная деятельность начала менять принцип работы. Правительство РФ утвердило план мероприятий, согласно которому будет применяться риск-ориентированный подход. То есть, проверять в первую очередь будут только тех, чья деятельность способна причинить наибольший ущерб жизни и здоровью граждан или охраняемым законом общественным интересам (например, гостайне).

Подробнее о риск-ориентированном подходе…

Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» введена статья 8.1, предписывающая всем контрольно-надзорным органам при планировании своей деятельности применять риск-ориентированный подход.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р утвержден План мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 – 2017 года, так называемая «Дорожная карта».

Во исполнение Дорожной карты принято постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Смысл риск-ориентированного подхода заключается в том, чтобы разделить все предприятия и производственные объекты на категории риска (классы опасности) и варьировать периодичность проведения проверок в зависимости от отнесения их к той или иной категории риска (классу опасности). Всего предусмотрено 6 категорий риска и классов опасности предусмотрено 6: от чрезвычайно высокого риска (1 класс опасности) до низкого риска (6 класс опасности). В отношении предприятий и производственных объектов с самым низким — 6 классом опасности плановые проверки не проводятся.

Отнесение предприятия к той или иной категории риска осуществляет контрольно-надзорный орган по критериям, утвержденным Правительством РФ. Категория риска может изменяться самим контрольно-надзорным органом по результатам контрольных мероприятий либо может быть изменена по заявлению подконтрольного лица (индивидуального предпринимателя или организации). По итогам рассмотрения такого заявления орган государственного контроля (надзора) принимает решение о его удовлетворении и изменении категории риска (класса опасности) или решение об отказе в удовлетворении заявления.
Указанные документы распространяют свое действие на федеральные органы контроля.

Для контрольных органов Томской области документы о переходе к риск-ориентированному подходу разрабатываются в настоящее время и будут внедрены в течение 2017 года.

______________________________________________________________________________________________________________

• Виды проверок

Проверки делятся на выездные и документарные. И те, и другие проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Документарные проверки…

Проверка проводится без выезда на место осуществления деятельности, по месту работы контролирующего органа.

Могут быть плановыми и внеплановыми.

При проведении в отношении организации (индивидуального предпринимателя) документарной проверки ему направляется приказ (распоряжение) о проведении плановой или внеплановой документарной проверки, в приказе содержится требование о представлении документов к определенному сроку.

При получении распоряжения необходимо предоставить запрошенные документы в указанные в нем сроки. В противном случае Вас могут привлечь к административной ответственности за непредоставление информации по ст. 19.7 КоАП РФ. По этой статье предусмотрено наказание в виде штрафа на должностных лиц — до 500 рублей, на юридических лиц — до 5 000 рублей. При этом уплата штрафа не освобождает Вас от обязанности предоставить запрошенную информацию и документы.

При проведении проверки контролер не вправе запрашивать документы, которые могут быть получены посредством направления межведомственного запроса, перечень таких документов утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р.
______________________________________________________________________________________________________________

Выездные проверки…

Проводятся по месту нахождения организации, предпринимателя, и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Могут быть плановыми и внеплановыми.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
• удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных документах организации, предпринимателя, имеющихся в распоряжении надзорного органа;
• оценить соответствие деятельности организации, предпринимателя обязательным требованиям без проведения выездной проверки.

В случаях, предусмотренных законом, внеплановые выездные проверки проводятся только при условии согласования такой проверки органами прокуратуры.
______________________________________________________________________________________________________________

Плановые проверки…

Могут быть документарными или выездными.

Проводятся не чаще, чем 1 раз в 3 года. Периодичность проверки зависит от категории риска или класса опасности, к которым отнесена деятельность предприятия или используемые им производственные объекты.

Исключения:
• деятельность в сфере здравоохранения,
• образования,
• социальной сфере,
• в сфере теплоснабжения,
• электроэнергетики,
• энергосбережения и повышения энергетической эффективности (согласно Перечню, утвержденному Правительством РФ);
• мероприятия по контролю соблюдения требований законодательства о лицензировании.

Плановая проверка должна быть включена в ежегодный план проведения плановых проверок. Перечень размещается на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации: genproc.gov.ru, Прокуратуры Томской области: prokuratura.tomsk.gov.ru (раздел «Ежегодный сводный план …»). А также в Едином реестре проверок: proverki.gov.ru.
______________________________________________________________________________________________________________

Внеплановые проверки…

Могут быть выездными и документарными.

Проводятся только в случаях, установленных ст.10 294-ФЗ.

Выездные внеплановые проверки в ряде случаев требуют обязательного предварительного согласования с органами прокуратуре, иначе проверка будет незаконной.

Внеплановые документарные проверки проводятся без согласования с прокуратурой.

Основания проведения внеплановой проверки можно условно разделить на 2 категории.

1) Основания, при наличии которых внеплановая выездная проверка проводится без согласования с прокуратурой:

• истечение срока исполнения ранее выданного предписания;
• проведение проверки на основании распоряжения Президента, Правительства РФ, по требованию органов Прокуратуры РФ;
• лицензионный контроль — поступление заявления о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии), разрешения на осуществление действий;
• нарушение прав потребителей (только при условии, что заявитель предварительно обращался к предпринимателю и его требования не были удовлетворены).

2) Основания, при наличии которых внеплановая выездная проверка требует обязательного предварительного согласования с прокуратурой:

• поступление в органы контроля информации (обращения граждан, публикации СМИ, мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля по результатам контроля без взаимодействия с проверяемым и без проведения проверки) о фактах угрозы причинения и (или) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, безопасности государства, угроза возникновение (возникновение) ЧС;
• выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора) в рамках риск-ориентированного подхода параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска* является основанием для проведения внеплановой проверки (надзора)**.

* Индикаторы риска утверждаются органом государственного контроля (надзора).
** Основания для проведения проверки предусматриваются в Положении о соответствующем виде контроля (надзора).

 ______________________________________________________________________________________________________________

• Кто может проверить предпринимателя?

В Томской области работают несколько десятков государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность.

К примеру:
Роспотребнадзор проверяет соблюдение санитарных норм, прав потребителей, наличие и оформление ценников, условия хранения продукции и др.
МЧС – соблюдение пожарной безопасности, например, количество аварийных выходов, наличие и состояние средств пожаротушения и др.
Налоговая служба – финансовую деятельность.
Фонд социального страхования – своевременное перечисление страховых взносов работодателем.
Пенсионный фонд – своевременное перечисление средств работодателем.
Трудовая инспекция – соблюдение трудового законодательства, например, осуществление своевременной оплаты труда работникам.
Комитет по лицензированию – наличие лицензии на осуществление определенных видов деятельности, продажу определенных видов товаров.
И так далее.
______________________________________________________________________________________________________________

• Как часто проводятся проверки?

По закону плановые проверки в отношении малого бизнеса могут проводиться не ранее чем через 3 года с момента его государственной регистрации.
Кроме того, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года действует мораторий на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого бизнеса. Количество и частота внеплановых проверок не ограничены, потому что они проводятся по обращениям граждан, госорганов, органов местного самоуправления или СМИ.
______________________________________________________________________________________________________________

• Действия должностного лица при проведении проверки

При проведении проверки должностное лицо обязано:

1. Уведомить о проведении проверки:

1) в течение 3 рабочих дней до дня проведения плановой проверки посредством направления копии приказа (распоряжения) о проведении проверки;
2) не менее, чем за 24 часа до проведения внеплановой выездной проверки.

2. В ходе выездной проверки — предъявить служебное удостоверение, ознакомить с приказом о проведении проверки.

3. Сделать запись в журнале журнал учета проверок, если он предоставлен проверяемым
______________________________________________________________________________________________________________

• Что ЗАПРЕЩЕНО должностным лицам при проведении проверки (согласно ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ)

1. Проверять выполнение требований, которые не относятся к компетенции проверяющего органа.
2. Проверять выполнение требований правовых актов СССР И РСФСР, не соответствующих нормативным актам Российской Федерации.
3. Проверять выполнение муниципальных правовых актов, не опубликованных в установленном законом порядке.
4. Требовать предоставления документов, образцов, проб, не имеющих отношения к предмету проверки.
5. Отбирать образцы без составления протоколов отбора проб, в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора проб, техническими регламентами.
6. Распространять полученную в ходе проверки информацию, составляющую государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну.
7. Предлагать проверяемым провести мероприятия по контролю за их счет.
8. Требовать документы, предоставляемые в рамках межведомственного взаимодействия, информацию, которая предоставлялась ранее в соответствии с требованиями законодательства или имеется в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах.
______________________________________________________________________________________________________________

• Ваши действия во время проверки

Выездная проверка:
1. Проверьте документы проверяющего, подтверждающие его полномочия.
2. Зафиксируйте имена и должности проверяющих.
3. Внимательно изучите распоряжение или приказ, на основании которого проводится проверка: кем оно подписано, кто упомянут в качестве лица, осуществляющего проверку, правильно ли указаны реквизиты вашей организации, что входит в предмет проверки, какие документы необходимо дополнительно представить, на основании каких правовых актов проводится проверка.

Вы имеете право:
1) Во время проведения проверки получить юридическую консультацию о ваших правах и обязанностях, а также о правах и обязанностях представителей контрольно-надзорных органов.
2) Пригласить Уполномоченного по защите прав предпринимателей принять участие в выездной проверке на вашей стороне.
3) Обжаловать результаты проверки. Для этого в течение 3 месяцев необходимо направить жалобу в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, или в суд.

По окончании проверки руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или его представителю под расписку должен быть выдан один экземпляр акта с копиями приложений либо направлен по почте с уведомлением о вручении. При несогласии с фактами или выводами, изложенными в акте проверки или в предписании, проверяемый вправе в течение 15 дней представить свои возражения в письменной форме в орган, проводивший проверку.
______________________________________________________________________________________________________________

• Оформление результатов проверки

По завершении проверки оформляется акт проверки.

Типовая форма акта установлена Правительством РФ.

Акт оформляется в двух экземплярах, один вручается проверяемому лицу или его представителю под расписку, либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении, либо в виде электронного письма, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Акт оформляется непосредственно после проверки, если требуется получение дополнительных материалов — в срок не более 3 рабочих дней со дня завершения проверки.

Если нарушения выявлены, составляется протокол об административном равонарушении и выдается предписание.
______________________________________________________________________________________________________________

Найдите себя в графике плановых проверок:

► на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации: genproc.gov.ru,
► на сайте прокуратуры Томской области: prokuratura.tomsk.gov.ru,
► в Едином реестре проверок: proverki.gov.ru.

______________________________________________________________________________________________________________

Ожидаете плановую проверку?
Пригласите Уполномоченного принять
участие в плановой проверке на вашей стороне

Позвоните по тел.: 909-680 (необходимо обратиться минимум за сутки до плановой проверки).
Форма заявления на участие в проверке: скачать >>
Вы можете прислать скан заполненного заявления по эл. почте priem@omb-biz.tomsk.ru,
а оригинал передать Уполномоченному позже.

______________________________________________________________________________________________________________

К вам пришли с внеплановой проверкой?
Позвоните на «горячую линию»
«Горячая линия» по внеплановым проверкам: 900-807
По будням с 9:00 до 18:00

Номер городской. Звонок оплачивается согласно вашему тарифному плану,
звонки из Томского района, ЗАТО Северск и других муниципальных образований
Томской области тарифицируются как междугородние.
Плата за консультирование не взимается!

 

Вас проверяет...

Выберите интересующий вас контрольно-надзорный орган и получите больше информации.


   

 

 

Задать вопрос онлайн: