Пошаговая инструкция для владельцев автосервиса по соблюдению экологических требований
Деятельность автосервиса (СТО) неразрывно связана с осуществлением выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником выброса вредных веществ (котельная, мойка автотранспорта, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, шпаклевочные, шлифовальные, покрасочные, сварочные работы и т.д.). В воздух могут выбрасываться оксид углерода, оксид азота, оксид железа, керосин, бензин, сажа, абразивная пыль, ацетон, этилацетат, сольвент нафта и другие вредные вещества.
Следовательно, СТО:
- оказывают негативное воздействие на окружающую среду, выраженное в осуществлении выбросов вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источникам;
-в зависимости от осуществляемых видов работ автосервисы могут относиться к III категории или IV категории.
Правовые акты, содержащие экологические требования
1.Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;
- Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»;
- Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»;
- Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;
- Приказ Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899»;
- Приказ Минприроды России от 11.06.2021 № 399 «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.
I. Действия автосервиса (III и IV категория) для правильного оформления источников выбросов вредных веществ:
1 этап: инвентаризация
2 этап: постановка на учет объекта негативного воздействия на окружающую среду, присвоение категории объекта.
3 и 4 этапы: направление отчетов в уполномоченные органы
5 этап: внесение платы за негативное воздействие
6 этап: направление декларации за негативное воздействие на окружающую среду
1 этап: Инвентаризация
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности.
Инвентаризация выбросов - это сложный документ, основу которого составляют расчеты выбросов вредных веществ, анализ технологических процессов предприятия, определение количественных и качественных характеристик индекса загрязнения атмосферы (ИЗА), установление характеристик источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ, обследование газоочистного оборудования (ГОУ). Поэтому проведение инвентаризации стационарных источников выбросов лучше доверить профессионалам.
В ходе инвентаризации проводятся следующие мероприятия:
- обследование территории и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ОНВОС);
- анализ проектной документации ОНВОС; деятельности и используемых технологий производства; данных предыдущей инвентаризации выбросов; результатов производственного экологического контроля и государственного экологического надзора за период действия предыдущей инвентаризации выбросов (если они были);
- определение сооружений, технических устройств, оборудования, технологических или иных процессов, являющихся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (ИВ), и выявлены все источники загрязняющих веществ, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества;
- систематизация сведений о пространственном размещении источников загрязняющих веществ на объекте;
- определение типов, видов, наименований и геометрических характеристик источников загрязняющих веществ (ИЗА) (длина, ширина, высота, при наличии устья - вид и размеры устья источника);
- определение координат стационарных ИЗАВ;
- определение показателей выбросов, в том числе установление качественного и количественного состава выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень загрязняющих веществ и их концентрации), а также определены показатели отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса).
2 этап: Постановка на учет ОНВОС
2.1. Подать в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области ( г. Томск, пр. Кирова, д. 14, г. Томск, 634041) заявку о постановке ОНВОС на государственный учет и получить свидетельство о постановке на учет объекта в соответствии с приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».
Заявка рассматривается в течение десяти дней со дня её получения, по результатам рассмотрения юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдаётся свидетельство о постановке на государственный учёт этого объекта.
Срок подачи заявки для вновь зарегистрированных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей – не позднее чем в течение шести месяцев со дня эксплуатации указанных объектов.
Постановка на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учётных сведений и снятие с государственного учёта таких объектов осуществляются без взимания платы.
!!!Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с изменением юридического лица или индивидуального осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, места нахождения объекта, характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды. В этом случае выдается свидетельство об актуализации учётных сведений.
За невыполнение или несвоевременное выполнение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учётных сведений, статьёй 8.46 КоАП РФ предусмотрена ответственность для должностных лиц в размере от 5 000 рублей до 20 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - от 30 000 рублей до 100 000 рублей.
2.2. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее – Критерии) утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.
Объекты по ремонту автомобилей и шиномонтажу, как правило, относятся в объектам IV категории объектов негативного воздействия на окружающую среду при отсутствии сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод (пп. 1 п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398).
3 этап: Направление отчетности с учетом категории НВОС
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области принимает отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов а также отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Для объектов IV категории по уровню воздействия на окружающую среду расчет нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, а также предоставление декларации о воздействии на окружающую среду не требуются.
4 этап: Направление статистической отчетности
Отчет производственного экологического контроля - ПЭК (направляется в срок до 25 марта года, следующего за отчетным)
Форма № 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" (до 22.01.)
Форма № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" (до 01.02.)
Также обязательными документами для III категории являются:
- Проект нормативов допустимых выбросов (НДВ);
- Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ;
- Программа производственного экологического контроля (ПЭК);
- Учет в области отходов в соответствии с Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 (обязательное приложение к декларации (!)
5 этап: Внесение платы за негативное воздействие
Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (за исключением лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории – абз. 1 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.
Плата вносится в Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора не позднее 1го марта года, следующего за отчетным.
6 этап: Направление декларации за негативное воздействие на окружающую среду
Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок предоставления декларации, ее форма, прилагаемые к декларации документы указаны в Приказе Минприроды России от 10.12.2020 № 1043.
II. Накопление отходов
Накопление отходов – это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях из дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания и размещения.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Предусмотрены следующие основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств (п. 215 СанПиН 2.1.3684-21):
- на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях);
- на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;
- вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигоны, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород).
При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
!!!Обращаем Ваше внимание, что на отходы, образовавшиеся в процессе деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) должен быть заключен договор со специализированной организацией на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов. Требования по обращению с группами однородных отходов утверждены Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399.
Состав природоохранной документации, необходимой для каждой категории НВОС
Предлагаем Вашему вниманию сводную таблицу о необходимости получения базовой разрешительной и учетной документации в соответствии с каждой категорией НВОС.
Документ |
Категория НВОС |
|||
I |
II |
III |
IV |
|
Комплексное экологическое разрешение |
+ |
-* |
- |
- |
Декларация о воздействии на окружающую среду |
- |
+ |
- |
- |
Нормативы допустимых выбросов, сбросов |
+** |
+ |
+** |
- |
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение |
+ |
+ |
- |
- |
Технологические нормативы |
+ |
- |
- |
- |
Программа повышения экологической эффективности |
+ |
- |
- |
- |
План мероприятий по охране окружающей среды |
- |
+ |
+ |
- |
Отчетность о выбросах |
- |
- |
+ |
- |
Отчетность об образовании, |
- |
- |
+ |
- |
Программа производственного экологического контроля |
+ |
+ |
+ |
- |
Установление санитарно-защитной зоны*** |
+ |
+ |
+ |
+ |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
+ |
+ |
+ |
- |
* - Возможно при применении наилучших доступных технологий.
** - При наличии в составе выбросов и сбросов веществ I и II класса опасности.
*** - При создании за контурами данных объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающее 1 ПДК и/или ПДУ.