Инструкции для предпринимателей: выкуп государственного или муниципального имущества
Регулярно предприниматели обращаются к бизнес-омбудсмену за юридической консультацией во время оформления сделки купли-продажи арендуемого государственного или муниципального имущества или урегулирования разногласий относительно стоимости объекта.
Для этого юристы-помощники Уполномоченного подготовили для предпринимателей инструкцию, в которой пояснили условия и нюансы приобретения арендуемого государственного или муниципального имущества в собственность.
ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»):
1) приобретаемое имущество включено в Перечень имущества, свободного от прав третьих лиц, в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Перечень);
2) на день подачи заявления о выкупе имущество принадлежит заявителю на праве аренды непрерывно не менее двух лет (недвижимость), в течение одного года (движимое имущество);
3) недвижимое имущество включено в Перечень в течение 5 и более лет, движимое – в течение 3 и более лет до даты подачи заявления;
3) отсутствует задолженность по арендной плате за данное имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи заявления о выкупе имущества;
4) отсутствуют сведения о том, что отчуждение данного имущества запрещено в соответствии с законом (для движимого имущества);
5) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Какое имущество можно выкупить:
Выкупить можно как движимое, так и недвижимое имущество, однако оно не должно относиться к имуществу, приватизация которого запрещена.
Подача заявления
Если все перечисленные требования соблюдены, необходимо подать заявление о выкупе арендуемого имущества в орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия собственника имущества (чаще всего это тот же орган, с которым заключен договор аренды).
Срок рассмотрения заявления устанавливается административным регламентом, принятым соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления, в указанный срок продавец должен произвести оценку выкупаемого имущества с привлечением оценщика.
В заявлении возможно указать, что хотите приобрести имущество в рассрочку, в этом случае продавец обязан будет предоставить рассрочку, но в этом случае на выкупную сумму начисляются проценты в размере 1/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, действующей на дату публикации объявления о продаже имущества.
Рассрочка предоставляется на срок не менее 5 лет (для недвижимости), не менее 3 лет (для движимого имущества), если иной срок не предусмотрен постановлением Правительства, законом субъекта РФ или муниципальным правовым актом.
По истечении срока рассмотрения заявления будет направлен проект договора купли-продажи либо мотивированный ответ об отказе в приватизации имущества.
Что делать, если не согласны с выкупной ценой?
Если есть сомнения, что выкупная цена завышена, неоходимо подготовить протокол разногласий к договору купли-продажи имущества и направить его продавцу (орган власти), а также обжаловать цену договора в судебном порядке. На практике это производится подачей иска об урегулировании договорных разногласий. В этом случае суд по ходатайству сторон назначит судебную оценочную экспертизу, которая определит справедливую выкупную стоимость. В этом же порядке возможно уменьшить выкупную цену на стоимость неотделимых улучшений (ремонта), произведенного арендатором и предварительно согласованного с арендодателем.