Версия для слабовидящих

COVID-19. Алгоритмы

Краткие руководства для частых ситуаций

 

• Господдержка бизнеса

Как МСП получить субсидию от государства в условиях пандемии?

Правительство РФ утвердило Правила предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской

экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 Ознакомиться с постановлением можно по ссылке: http://static.government.ru/media/files/WRawsdDrM9q9YWNtswaxH4t0BJ074jUk.pdf)

Чтобы понять, вправе ли Ваша организация /ИП претендовать на получение субсидии, воспользуйтесь следующим алгоритмом.

Шаг 1. Субсидия предоставляется только субъектам МСП. 

Проверяем наличие организации/ИП в этом реестре здесь: https://rmsp.nalog.ru/

Шаг 2. Субсидия распространяется на те субъекты МСП, которые ведут деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавируса (Постановления Правительства № 434, 479, 540).

Проверяем соответствие вашего кода вида деятельности этому списку: https://www.nalog.ru/rn77/business-support-2020/9704514/

Шаг 3. Получатель субсидии определяется по основному виду деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года.

Проверяем свой основной вид деятельности здесь: https://egrul.nalog.ru/index.html

И если код, указанный в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), совпадает со списком из Шага 3, то переходите к Шагу 4.

Шаг 4. Получатель субсидии не находится в процессе ликвидации, не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ.

Для этого обратитесь к ссылке, указанной в Шаге 3. В ЕГРЮЛ вы увидите все записи, которые были внесены по инициативе налогового органа.

Шаг 5. По состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3 000 рублей.

Для получения информации о состоянии взаиморасчетов с бюджетом на 1 марта запросите в ИФНС сверку. Это можно сделать посредством ЭЦП через ТКС, которую вы используете для сдачи отчетности, через личный кабинет, или обратившись с печатной формой заявления в ИФНС по месту постановки на учет. Срок ответа налогового органа от 5 до 10 дней в зависимости от того, какой документ будете запрашивать.

Шаг 6. Количество сотрудников определяется ФНС на основании данных, полученных из ПФР по форме «Сведения о застрахованных лицах».

Количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90% количества работников в марте 2020 года.

Краткое название этой формы - СЗВ-М.

Этот отчет направляется до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Попросите бухгалтера предоставить вам сданный отчет, в котором вы увидите количество сотрудников. Сверьте данные СЗВ-М за март и этого же отчета за тот месяц, за который подаете заявление на субсидию.

Шаг 7: если вы:

- относитесь к субъектам МСП, 

- если ваш деятельности входит в список пострадавших,

- нет недоимки по налогам и взносам по состоянию на 1 марта или и она не превышает 3 000 рублей, 

- ваша компания не ликвидируется и не банкротится, по отношению к вашей компании не принято решение налоговым органом об исключении из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, 

то начиная с 1 мая можете направить заявление в ИФНС через ТКС, Личный кабинет или Почтой России для получения субсидии. 

Если вы зарегистрированы в качестве ИП, то вам положена субсидия в размере МРОТ * (сотрудников + 1)

Бланк заявления есть здесь:

 http://static.government.ru/media/files/WRawsdDrM9q9YWNtswaxH4t0BJ074jUk.pdf?fbclid=IwAR39OWuGw9lN5jVKllsfZnwecQ-7yLwe7_d-9KA4NwHxNMBgadaDHLNSYPw

 

• Контрольно-надзорная деятельность

Как узнать, будут ли проводиться в отношении организации или ИП в 2020 году проверки

В соответствии с частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен мораторий на проведение проверок в 2020 году в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций. Однако, указанными правовыми актами установлен ряд исключений, предусматривающих случаи проведения плавноых и внеплановых проверок. Для того, чтобы узнать, могут ли в отношении организации/ИП в 2020 году проводиться проверки, предлагаем воспользоваться следующим алгоритмом.

  1. Плановые проверки

Шаг 1: Проверить, включена ли организация/ИП в план проверок

Для этого необходимо на портале proverki.gov.ru заполнить в поле поиска ИНН/ОГРН организации или ИНН/ОГРНИП индивидуального предпринимателя.

Шаг 2: Проверить, относится ли организация/ИП к следующим категориям субъектов предпринимательской деятельности, в отношении которых плановые проверки могут проводиться в 2020 году:

- юрлица и ИП, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска;

- юрлица и ИП, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений,

- юрлица и ИП, в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

Если организация/ИП относится к указанным категориям субъектов предпринимательской деятельности, то плановая проверка будет проведена в указанные в плане проверок сроки. В основном такие проверки проводятся с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

Также в 2020 году проводятся плановые документарные таможенные проверки.

Шаг 3: Если организация/ИП не относится к категориям субъектов предпринимательской деятельности, в отношении которых могут проводиться плановые проверки, но при этом включена в план проверок, необходимо обратиться в прокуратуру Томской области с заявлением об исключении из плана проверок.

  1. Внеплановые проверки

2.1. В период с 01.04.2020 по 31.12.2020 не проводятся внеплановые проверки в отношении:

- субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (проверить включение организации/ИП в Реестр можно на портале https://ofd.nalog.ru/)

 -  некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек.

2.2. Внеплановые проверки в отношении субъектов МСП в 2020 году могут проводиться в следующих случаях:

1) основанием для проведения проверки являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. (проведение таких проверок должно быть согласовано органами прокуратуры);

2) проверка ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан (проведение таких проверок должно быть согласовано органами прокуратуры);

3) основанием проведения проверки является поручение Президента РФ, Правительства РФ, где указана конкретная организация/ИП;

4) основанием проведения проверки является требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов;

5) проверки в целях выдачи лицензии, специального разрешения на право осуществления определенного вида деятельности, предоставлении правового статуса (по обращению организации/ИП);

6) по ходатайству лицензиатов о проведении лицензирующими органами внеплановых выездных проверок на предмет того, исполнены ли досрочно предписания таких органов;

7) если необходимо проконтролировать факт исполнения ранее выданного предписания, выполнение которого возобновляет ранее приостановленное действие лицензии, аккредитации или иного разрешения.

8) таможенные, налоговые, прокурорские, валютные проверки и другие проверки, не попадающие под действие Федерального закона № 294-ФЗ.

Внеплановые проверки проводятся с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. Выезд возможен при его согласовании с органами прокуратуры или если он предусмотрен поручениями Президента РФ, Правительства РФ, требованием прокурора о проведении проверки.

Как быть с проверками, которые были начаты в период с 18.03.2020 по 05.04.2020

Плановые и внеплановые проверки, начатые в период с 18.03.2020 по 05.04.2020, если они не входят в число исключений, подлежат завершению в связи с невозможностью из проведения.

 

• Лицензирование 

Что делать, если закончился срок действия лицензии в период распространения коронавируса

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» продлено на 12 месяцев действие некоторых срочных лицензий, сроки действия которых истекают с период с 15.03.2020 по 31.12.2020.

Шаг 1: Проверить, относится ли имеющаяся у организации /ИП лицензия к подлежащим автоматическому продлению на 12 месяцев.

Виды лицензий, подлежащих автоматическому продлению (перечень исчерпывающий):

  1. Лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе лицензий на розничную продажу алкогольной продукции).
  2. Лицензии на пользование недрами.
  3. Лицензии на оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание.
  4. Лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности.
  5. Государственная регистрация лекарственных препаратов для ветеринарного применения.
  6. Разрешения на судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания и судах смешанного (река-море) плавания.
  7. Государственная регистрация лекарственного препарата для медицинского применения.

Шаг 2: Если лицензия не включена в перечень с автоматическим продлением на год или требуется получить новую лицензию, необходимо обратиться в уполномоченный орган для продления лицензии/получения новой лицензии в установленном порядке. 

2.1. Заявление о продлении лицензии подается в электронном виде или с использованием почтовой связи.

2.2. Выездные проверки проводятся посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видеоконференцсвязи.

2.3. Для отдельных видов деятельности временно сокращаются перечни лицензионных требований (необходимо уточнять в соответствующем государственном органе, выдающем лицензию).

Что делать, если изменился адрес организации или ИП, место осуществления деятельности, или организация реорганизована

В отношении лицензий и разрешений, перечисленных в части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусмотренных приложениями № 1 и 2 к Постановлению № 440, не требуется переоформления лицензии или разрешения в случаях:

- изменения места* нахождения юридического лица (места жительства индивидуального предпринимателя);

- изменения места* осуществления лицензируемого вида деятельности или деятельности, в отношении которой выдано разрешение

(*если такие изменения связаны с переименованием географического объекта, переименованием улицы, площади или иной территории, изменением нумерации);

- реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

В остальных случаях переоформление производится в общем порядке, с особенностями, связанными с борьбой с распространением новой коронавирусной инфекции (подача заявления онлайн или почтой, проведение выездных с использованием дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видеоконференцсвязи).

Что делать, если закончился срок действия специального разрешения в период распространения новой коронавирусной инфекции

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» может быть продлено на 12 месяцев действие некоторых специальных разрешений, сроки действия которых истекают с период с 15.03.2020 по 31.12.2020.

Шаг 1: Проверить, относится ли имеющееся у организации /ИП специальное разрешение к подлежащим автоматическому продлению на 12 месяцев.

Перечень форм разрешительной деятельности (автоматически продлеваются по решению соответствующего государственного органа):

  1. Аккредитация специалистов на право осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности.
  2. Аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности.
  3. Аттестация должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска.
  4. Аттестация на право проведения экспертизы проектной документации.
  5. Аттестация экспертов на право проведения экспертизы лекарственных средств.
  6. Выдача удостоверения частного охранника и присвоение квалификации частному охраннику.
  7. Государственная аккредитация образовательной деятельности.
  8. Сертификация медицинских работников.
  9. Выдача разрешительных документов в сфере оборота оружия.

(подробный перечень форм разрешительной деятельности см. в приложении № 2 к постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 № 440

Шаг 2: Если документ о разрешительной деятельности не включен в перечень с возможностью продления на год, необходимо обратиться в уполномоченный орган для продления документа о разрешительной деятельности в установленном порядке. 

2.1. Заявление о продлении документа о разрешительной деятельности подается в электронном виде или с использованием почтовой связи.

2.2. Выездные проверки проводятся посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видеоконференцсвязи.

2.3. Для отдельных видов деятельности временно сокращаются перечни требований к прилагаемым документам (необходимо уточнять в соответствующем государственном органе, выдающем специальное разрешение).

Что делать, если закончился срок действия разрешительных документов

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» установлены следующие особенности в отношении применения разрешительных режимов:

 Градостроительная деятельность:

  • Продлевается (на 1 год) срок действия* разрешений на строительство.
  • Продлевается (с 5 до 6 лет) срок действия* квалификационных аттестатов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.
  • Продлевается (на 1 год) срок применения*проекта планировки территории, градостроительного плана земельного участка для целей, указанных в абзаце 4 пункта 1 приложения № 3 к Постановлению № 440.
  • Продлевается (на 1 год) срок использования* информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, для целей, указанных в абзаце 5 пункта 1 приложения № 3 к Постановлению № 440
  • В соответствии с приложением № 3 к Постановлению № 440 устанавливаются также другие особенности осуществления действий в указанной сфере.

* Если указанные выше сроки истекли в период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года. Сроки продлеваются автоматически.

Недропользование

в 2020 году право пользования недрами не прекращается, в том числе в связи с истечением установленного в лицензии срока ее действия.

Безопасность гидротехнических сооружений

  • Эксплуатация гидротехнических сооружений временно осуществляется без предоставления их собственниками и (или) эксплуатирующими их организациями в соответствующий надзорный орган декларации безопасности гидротехнических сооружений и проведения ее государственной экспертизы.
  • В соответствии с приложением № 6 к Постановлению № 440 устанавливаются также другие особенности осуществления действий в указанной сфере.

Оценочная деятельность

  • Переоформление ранее выданных квалификационных аттестатов в связи с продлением срока их действия не осуществляется.
  • Вводится шестимесячный мораторий на подтверждение квалификации путем пересдачи квалификационного экзамена в области оценочной деятельности для действующих оценщиков.
  • В соответствии с приложением № 7 к Постановлению № 440 устанавливаются также другие особенности осуществления действий в указанной сфере.

Образовательная деятельность

  • Продлена на 1 год государственная аккредитация образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, срок действия свидетельств о государственной аккредитации которых истекает в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года.
  • В соответствии с приложением № 10 к Постановлению № 440 устанавливаются также другие особенности осуществления действий в указанной сфере.

 

• Государственные и муниципальные закупки

Что делать, если нарушение обязательств по государственному или муниципальному контракту произошло из-за введенных ограничительных мер в связи с коронавирусом

ФАС в своем письме от 18.03.2020 № ИА/21684/20, Минфин РФ в письме от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 признали пандемию коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором), которое необходимо учитывать при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок.

При наступлении форс-мажора должник освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, в т.ч. убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 2 ст. 405 ГК РФ). Обязательство, которое невозможно исполнить после того, как форс-мажорные обстоятельства отпали, прекращается. Должник сам должен доказать наличие обстоятельств непреодолимой силы, повлиявшие на невозможность исполнения обязательства.

Обстоятельство непреодолимой силы должно действовать напрямую на должника-исполнителя (например, производственное предприятие не выполнило в срок контракт из-за введения режима нерабочих дней). При этом такие обстоятельства, как нарушение обязанностей со стороны контрагентов, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, не являются обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором). В этом случае всегда остается возможность осуществить расторжение контракта по соглашению сторон.

Какие изменения внесены в законодательство о государственных и муниципальных закупках в связи с пандемией коронавируса

01.04.2020 вступил в силу Федеральный закон № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Законом установлены следующие изменения, связанные с государственными/ муниципальными закупками:

  1. Послабления в отношении действующих государственных и муниципальных контрактов, заключенных до 01.04.2020:
    • Разрешено менять цену и сроки в контрактах, если обязательства невозможно выполнить из-за коронавируса, но при условии, что правительство, региональные или местные власти дали согласие и на это есть лимиты бюджетных обязательств.
  1. Послабления при заключении новых государственных /муниципальных контрактов в 2020 году:
    • до 31.12.2020 при осуществлении государственных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства заказчики вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки (или) проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.
    • За нарушение срока исполнения отдельного этапа контракта пени будут рассчитывать исходя из цены соответствующего этапа за вычетом выполненных по этому этапу обязательств.
    • Уточнены основания закупки у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ (ФАС в письме № ИА/21684/20 от 18.03.2020 указала, что для таких госзакупок нужна причинно-следственная связь между объектом закупки и профилактикой, предупреждением или ликвидацией последствий распространения коронавирусной инфекции).
    • Правительству РФ разрешено до 31.12.2020 использовать основания для закупки у единственного поставщика, которых нет в Федеральном законе № 44-ФЗ.
    • Отмены ст. 80–82 Федерального закона № 44-ФЗ о порядке подачи заявок для участия в предварительном отборе и особенностях котировок на оказание гуманитарной помощи или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

 

• Трудовые отношения

Как законно уволить работника
  1. По соглашению сторон

Законом не запрещено прекращать с работником трудовые отношения по соглашению сторон в период распространения коронавируса по п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При чем сделать это возможно одним днем.

Шаг 1 Заключите с работником соглашение об увольнении (одного заявления от работника недостаточно).

Шаг 2 После заключения соглашения оформите увольнение как обычно. В частности, издайте приказ, выплатите работнику зарплату, иные полагающиеся суммы, а также выходное пособие (если согласовали его, например, в трудовом договоре или непосредственно в соглашении о расторжении трудового договора) (ч. 1, 4 ст. 84.1 ТК РФ).

  1. В порядке сокращения

Чтобы сокращение признали законным, необходимо соблюдение специальной процедуры, предусмотренной нормами трудового законодательства.

  1. По инициативе работника

Принуждение работника к написанию заявления на увольнение незаконно. Факт написания заявления на увольнение по понуждению работодателя может являться основанием для обращения работника в суд за восстановлением его нарушенных трудовых прав и основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

  1. В связи с истечением срочного трудового договора
  2. По вине работника

В случае, если работник обязан был приступить к работе, но не сделал этого без уважительных причин (совершил прогул), если работник неоднократно не исполнил без уважительных причин свои трудовые обязанности, при наличии дисциплинарного взыскания (п. 5, пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), увольнение будет законным при соблюдении специальной процедуры.

Так, в обязательном порядке необходимо запросить у работника письменное объяснение. Если через два рабочих дня он его не представит, составьте об этом акт (ч. 1 ст. 193 ТК РФ).

Как законно сократить работника
  1. Определите фактическую необходимость в сокращении численности или штата работников организации;

В противном случае работник, уволенный по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ без достаточных на то оснований, подлежит восстановлению на работе.

  1. Определите круг работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе в соответствии со ст. 179 ТК РФ;

В первую очередь работников, имеющих более высокую квалификацию, и тех, кого запрещено увольнять (например, беременных).

  1. Предупредите работников о предстоящем сокращении, вручив им уведомление не позднее чем за 2 месяца;
  2. Уведомите орган службы занятости в письменной форме о предстоящем увольнении работников в связи с сокращением штата или численности;

Работодателю-организации необходимо это сделать не позднее чем за два месяца, а работодателю - индивидуальному предпринимателю - не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий.

  1. Уведомите о предстоящем сокращении профсоюзную организацию не позднее чем за 3 месяца до начала увольнения работников;
  2. Предложите работникам другую имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу) с учетом состояния здоровья в соответствии с ч.3 ст. 81 ТК РФ;
  3. Оформите увольнение в соответствии с нормами действующего законодательства;
  4. Выплатите работникам все задолженности по заработной плате и неиспользованным отпускам, а также выходное пособие в размере среднего месячного заработка в соответствии со ст. 178 ТК РФ;
  5. Сохраните за работниками средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Как оформить простой

При невозможности дальнейшего осуществления деятельности организации в прежних объемах объявите о простое.

Шаг 1. Издайте приказ о простое;

Форма приказа прямо не предусмотрена законом. В приказе можно отразить: основания (причины) простоя, круг работников, кому объявлен простой (все или отдельные работники), срок простоя, порядок оплаты и др. (оплата во время простоя производится в соответствии со ст. 157 ТК РФ).

Шаг 2. Ознакомьте с приказом всех работников, указанных в приказе.

При отказе работника составьте соответствующий акт

Шаг 3. Уведомьте о простое службу занятости в течение трех рабочих дней после издания приказа о простое (п. 2 ст. 25 Закона о занятости, п. 6 Письма Роструда от 19.03.2012 N 395-6-1)

Сохраните документы, подтверждающие направление такого уведомления

Шаг 4. Ведите учет рабочего времени работников: времени простоя и рабочих дней

Отмечайте как простой только те дни, которые по графику работника должны быть рабочими, то есть на которые вы приостанавливаете его деятельность. Соответственно, если у вас в компании работники работают по разным графикам, например, одни - по пятидневке, а другие - сутки через трое, то и в табеле у них будет отмечен простой в разные даты. Правильная фиксация дней простоя поможет вам не ошибиться с выплатами работнику, поскольку, например, за выходные, приходящиеся на период простоя, оплата не предусмотрена.

Шаг 5. Издайте приказ об отмене простоя в случае возобновления работы, в том числе из-за нормализации эпидемиологической ситуации в вашем регионе.

Уведомьте работников об отмене простоя по телефону или электронной почте, а по выходе на работу ознакомьте с приказом под подпись.

Как перевести работника на неполное рабочее время

По соглашению сторон

Шаг 1. Согласуйте с работником изменение режима работы на неполное рабочее время;

Нельзя отказывать в изменении рабочего времени: беременным, работнику в отпуске по уходу за ребенком; одному из родителей (попечителей, опекунов) с ребенком до 14 лет (ребенком-инвалидом до 18 лет); работнику, ухаживающему за больным членом семьи в соответствии с медзаключением.

Шаг 2. Заключите с работником дополнительное соглашение к трудовому договору со следующими условиями:

  1. Режим неполного рабочего времени;
  2. Дата, с которой вступают в силу соответствующие изменения трудового договора;
  3. Срок работы в режиме неполного рабочего времени;
  4. Оплата труда. В зависимости от системы оплаты труда работника оплата труда устанавливается пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ;

Шаг 3. На основании заключенных дополнительных соглашений издайте приказ об изменении условий труда работников;

Шаг 4. Уведомите службу занятости в течение трех дней с момента издания приказа;

Шаг 5. Осуществляйте учет рабочего времени работников.

В одностороннем порядке

Если в организации есть изменения организационных или технологических условий труда, которые повлияли на невозможность сохранения прежнего режима работы (ч. 1 или ч. 5 ст. 74 ТК РФ). При этом возможны два варианта:

  1. Введение неполного рабочего времени не связано с угрозой массового увольнения (ч. 1 ст. 74 ТК РФ).

Шаг 1. В этом случае издайте приказ об изменении режима рабочего времени;

Шаг 2. Уведомите службу занятости в течение трех дней с момента издания приказа;

Шаг 3. Уведомьте работника об изменении его режима работы (минимум за два месяца), письменно предложите вакансии для перевода (если они у вас есть).

Шаг 4. При согласии работника на работу в режиме неполного рабочего времени, заключите с ним дополнительное соглашение к трудовому договору. В случае несогласия работника через два месяца трудовой договор расторгается по основанию отказа от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ);

  1. Если есть угроза массового увольнения (ч. 5 ст. 74 ТК РФ), то неполное рабочее время можно ввести как временную меру сроком до шести месяцев.

Вводится в таком же порядке, как описан в п. 1 выше. Кроме того, не забудьте учесть мнение первичной профсоюзной организации, если она есть. При согласии работника заключите с ним дополнительное соглашение к трудовому договору. В случае несогласия работника трудовой договор расторгается через два месяца в связи с сокращением численности или штата (ч. 6 ст. 74, п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Как перевести работника на удаленную работу

Шаг 1. Определите круг работников, которым возможно представить удаленную работу;

Шаг 2. Письменно проинформируйте работников о возможности работы «вне офиса»;

Шаг 3. Получите от работников заявления о переводе на удаленную работу;

В случае отказа работников рассмотрите иные возможные варианты организации работы;

Шаг 4. Заключите с работником дополнительное соглашение к трудовому договору;

Обозначьте в нем все ключевые моменты взаимодействия с сотрудником

Шаг 5. На основании заключенных дополнительных соглашений издайте приказ об изменении условий труда работников;

Шаг 6. Осуществляйте учет рабочего времени работников «вне офиса».

  

• Алгоритм действий работодателя при выявлении в коллективе случаев заражения COVID-19: разъяснения Роспотребнадзора.

 

 

 

<< ВЕРНУТЬСЯ К НАЧАЛУ

↑ Наверх