Версия для слабовидящих
Главная СМИ о нас Валерий Падерин в интервью журналу Совета муниципальных образований «Вестник» — о том, почему бизнесу нужна не столько финансовая помощь, сколько другое отношение

Валерий Падерин в интервью журналу Совета муниципальных образований «Вестник» — о том, почему бизнесу нужна не столько финансовая помощь, сколько другое отношение

Опубликовано:

 

Еще год назад томским предпринимателям некуда было обращаться для решения многих проблем с властью. Что делать, если тебе по неясным причинам не выдают разрешение на строительство магазина? Какие требования Роспотребнадзора нужно соблюсти, чтобы твое кафе прошло проверку? Или что делать, если тебе необоснованно назначили неподъемный штраф?

Но чуть больше года назад в Томской области появился бизнес-омбудсмен. Это человек, в чьи полномочия входит решение частных проблем предпринимателей и перед которым стоит амбициозная задача: повлиять на бизнес-климат в регионе.

Мы встретились с Валерием Падериным, чтобы выяснить, насколько она решаема и с какими проблемами к нему обращается томский бизнес.

 

– Валерий Анатольевич, какой вы увидели порученную вам сферу, когда вступили в должность?

– Прежде всего, столкнулся с искренним непониманием со стороны представителей власти и томичей: неужели предприниматели – это те, кто нуждается в защите? Дело в том, что в мире меняется все: схемы управления, технологии и только люди остаются при своих убеждениях. Многие до сих пор уверены, что защищать нужно как раз от предпринимателей.

Вспомните, во времена СССР слова «предприниматель» и «мошенник» являлись синонимами. Это отношение за несколько поколений укоренилось в сознании людей. Так, вплоть до середины 90-х годов в судебных разбирательствах между потребителем и предпринимателем суд по определению вставал на сторону потребителя – простого трудящегося.

И даже сегодня, несмотря на кардинальные изменения в политике государства в этой сфере, по отношению к предпринимателям нет-нет, да и проявляются старые штампы мышления. Госслужащий часто руководствуется простым принципом: если он окажет содействие в реализации бизнес-проекта, его попросят пояснить, а не сделал ли он это ради личной выгоды? Когда разговариваешь с сотрудниками надзорных органов, понимаешь, что и над ними есть контроль и им также приходится объясняться по всем случаям, когда за выявленное нарушение применяется минимальная мера ответственности.

 

Вплоть до середины 90-х в разбирательствах между потребителем
и предпринимателем суд по определению вставал на сторону потребителя.

 

Именно поэтому в стране три года назад начал создаваться институт уполномоченных по защите прав предпринимателей. Я не говорю о том, что являюсь человеком, который пришел, чтобы менять сознание чиновников. Моя задача, помимо всего прочего, – помогать преодолевать эту «стену непонимания».

И еще один момент. Я хочу, чтобы власть поняла, что бизнес – не враг и даже не просто источник бюджетных поступлений. Это партнер. И если относиться к нему по-партнерски, многие «бытовые» вопросы можно решать за счет бизнеса. Например, если давать владельцам гарантии, что их киоски не снесут, они смело и охотно будут вкладываться в благоустройство прилегающей территории.

 

– С какими вопросами к вам чаще всего обращаются томские предприниматели?

– Лидерами по количеству обращений являются избыточная административная нагрузка, конфликты при проверках контролирующими органами и вопросы землепользования.

Проблема землепользования носит скорее ситуативный характер: в 2014-2015 гг. рост обращений по этому вопросу вызван проведением новой кадастровой оценки земли в области и повышением размера арендной платы.

В первой тройке также – проблемы с контрольно-надзорными органами. Зачастую ответственность за нарушения, которые выявляются при проверках, несоизмеримо серьезнее вреда, который это нарушение может нанести потребителям. Важно, на мой взгляд, изменить сам принцип контрольно-надзорной деятельности – сделать его риск-ориентированным, а также нацелить не на наказание предпринимателя, а на предупреждение нарушения.

В настоящее время Минэкономразвития разрабатывает законопроект о контрольно-надзорной деятельности. По задумке, он должен снизить административную нагрузку на бизнес, но, по нашей оценке, он будет иметь как раз обратный эффект. Дело в том, что базовые понятия «контроль» и «надзор» в нем, к сожалению, не разграничены и в равной степени предполагают использование «мер по пресечению выявленных нарушений». Есть в нем и малоприятные новации, к примеру, допускается проведение допроса и выемки (в настоящее время это допустимо только в рамках налогового контроля). И прочее. Поэтому мы будем взаимодействовать с Облдумой, чтобы не допустить его принятия в представленной редакции.

 

Минэкономразвития разрабатывает законопроект о контрольно-надзорной
деятельности, который должен снизить административную нагрузку на бизнес,
но, по нашей оценке, он будет иметь как раз обратный эффект.

 

– Как именно вы решаете проблемы, с которыми к вам обращаются предприниматели?

– Большинство вопросов, как показывает практика, можно решить переговорами. В этом случае я выступаю медиатором. Если же проблема переросла в конфликт, мы имеем возможность обратиться в прокуратуру или к федеральному руководству местных контролирующих органов. Также помогаем защищать законные интересы предпринимателей в суде.

Конечно, идеальный вариант – это не допускать конфликт. Поэтому используем превентивные меры, позволяющие предпринимателям не совершить ошибки, за которые их потом накажут: наполняем сайт полезной информацией, на консультациях и семинарах сами представители контрольно-надзорных органах, например, Роспотребнадзора или МЧС, рассказывают, как подготовиться к проверке, участвуем в проверках на стороне предпринимателя.

И наконец, у нас есть возможность вносить предложения по изменению законодательства. Это тот случай, когда проблема является системной – касается большого количества предпринимателей, когда в законе имеет место явное противоречие. Мы направляем предложения в областную думу и федеральному уполномоченному (они включаются в ежегодный доклад президенту, и на основании них президент формулирует поручения правительству). Кстати, влиять на законы могут и сами предприниматели. Мы охотно принимаем и используем их предложения.

 

Влиять на законы могут и сами предприниматели. Мы охотно
принимаем и используем их предложения.

 

– У вас есть общественные помощники в районах области, но пока не во всех. Почему?

– Мы еще не закончили формирование «штата» общественных помощников. Дело в том, что это достаточно кропотливая работа. Ими становятся люди из числа местных предпринимателей. В каждом муниципальном образовании предприниматели, по большому счету, образуют две группы: те, кто нашел общий язык с властью и те, кто настроен оппозиционно. Если в общественные помощники придет человек из первой группы, мы рискуем не узнать о реальном положении дел: зная о его лояльности к власти, к нему попросту не будут обращаться. Если в помощники придет человек из второй группы, то возможен «перебор» с критикой и отсутствие конструктива. Поэтому мы ищем людей авторитетных, способных принимать объективные решения.

↑ Наверх