Версия для слабовидящих
Главная СМИ о нас Бизнес-омбудсмен принял участие в программе "Вечерний перекресток" в эфире "Радио России"

Бизнес-омбудсмен принял участие в программе "Вечерний перекресток" в эфире "Радио России"

Опубликовано:

Томский бизнес-омбудсмен Валерий Падерин принял участие в программе «Вечерний перекресток в эфире радиостанции «Радио России», где обсуждались перспективы развития малого и среднего бизнеса в 2015 году.

15.01.2015 г.

Ведущий Андрей Ефремов: В эфире Радио России в Томске. В эфире «Вечерний перекресток», в студии Андрей Ефремов.

Томская область - территория устойчивого развития малого и среднего бизнеса. Такое утверждение есть на сайте Фонда Развития малого и среднего бизнеса в Томской области. Насколько оно верно? Что ожидает этот самый бизнес в 2015 и что изменится, если его вообще не станет?... Об этом мы и поговорим сегодня.

Гости студии: Директор Фонда Развития малого и среднего предпринимательства Александр Глок, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Валерий Падерин, и директор компании «Консультант Аудит» Андрей Салдин. Наша передача проходит в прямом эфире. Эксперты собрались компетентные эксперты. Звоните 602-444.

Александр Глок: Если представить фантастическую ситуацию, взять и все предприниматели малого и среднего бизнеса закрыть, убрать, стереть с лица земли, то любой человек, который выйдет из дома, увидит, что картина резко изменилась. Если посмотрим вокруг, то практически все, что нас окружает – это микро, малый и средний бизнес. На сегодняшний день, согласно исследованиям, больше 130 тысяч жителей Томской области заняты в сфере малого и среднего бизнеса. Это очень большое число, учитывая, что всего в области миллион, а количество работоспособного населения еще меньше. Поэтому действительно это самая неотъемлемая часть нашей жизни, я бы так сказал.

Валерий Падерин: Несмотря на то, что совершенно очевидно, что сейчас было сказано. Как ни странно, есть и то мнение с которого вы начали. Оно довольно распространено… И интересно, что это звучит из уст руководителей районов. И позиция интересная: А этот бизнес мне что-то дает в бюджет? И от него только одна суета, то дорогу почисти, то еще что-то сделай. Но при этом мне кажется упускаются очень важные вещи, у нас больше половины трудоспособного населения работают в этой сфере. А если этого бизнеса нет, мы тут же очередями выстраиваемся за пособием по безработице. Поэтому нужно прежде всего понимать, что малый бизнес это прежде всего занятость населения.

Андрей Салдин: Словосочетание «малый бизнес», само понятие «бизнес» – совершенно новое явление. До 1992 года в нашей стране бизнес был уголовно наказуемым деянием. В настоящее время бизнес, предпринимательская деятельность это деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое получение дохода. То есть с 1992 года в нашей стране разрешено, и граждане прилагают усилия для того, чтобы на свой страх и риск, за счет своих стараний и придумок зарабатывать себе средства. Малый бизнес - по определению есть специальная система законов, которая определяет. что такое малый бизнес, как складываются отношения государства с этим явлением. Вот по постановлению правительства, малый бизнес - это предприятия с выручкой от 60 до 400 млн в год. Меньше 60 млн в год это микробизнес, больше 400 и до миллиарда – это средний. Все, что больше это крупный бизнес.

Ведущий Андрей Ефремов: Я думаю, люди. которые хоть немного представляют себе в уме такие доходы, могут себе представить что у нас является малым и средним бизнесом. И насколько велика его доля.

Андрей Салдин: Да, его доля достаточно велика. Явление для нашей страны новое и наука юридическая, экономическая изучает, как выстраиваются отношения предпринимателей, государства. Вот, предыдущий оратор говорил, что государство на уровне федерации достаточно сложно строит свои отношения с бизнесом. Очень сложно. Андрей Ефремов: Чтобы строить, нужно понимать эти отношения... Андрей Салдин: Ну, они сейчас только формируются, эти отношения. В общемировой практике, он дает занятость и это главное, что он дает.

Андрей Ефремов: Вы сказали, что достаточно новое, молодое явление, но познакомились то мы с ним и раньше, если вспомним царскую Россию. Скажите, на данный момент в каком состоянии, в каком положении находится малый и средний бизнес в Томской области на начало 2015 года?

Александр Глок: Бизнес в Томской области, как и во всей стране, находится в очень сложном положении, на самом деле Учитывая все наши последние негативные явления в макро и микроэкономике. Поэтому Томская область здесь не может быть ярким пятном. Вообще бизнес во все времена - достаточно сложное занятие. Это постоянная головная боль, мысль о том, как сделать так, чтобы ты был лучшим, чтобы тебя не съели конкуренты. Но я хочу сказать, что есть факторы, которые влияют на усугубление ситуации – это появление новых налогов, администрирование достаточно сложное, но есть и положительные – те, которые есть в нашей региональной программе по поддержке малого и среднего предпринимательства. Это своего рода небольшая такая компенсация за те сложности, которые падают на бизнес с разных уровней, в основном конечно с федерального. Я встречают с коллегами из разных регионов и могу сказать, что в Томской области одна из лучших систем поддержки м и ср предпринимательства создана за несколько лет. Скажем, за последние 10 лет эта система создавалась и на сегодня она одна из лучших в стране.

Андрей Ефремов: То есть до сих пор Вы придерживаетесь того тезиса, который обозначен на сайте: Томская область - территория устойчивого развития.

Александр Глок: Понятно, что если бы не было развития, то, наверное, давно бы уже все умерло. На сегодня темпы развития безусловно замедлились, и это обусловлено я уже говорил очень многими факторами и здесь мы не можем быть белой вороной, когда все хорошо. Когда во всей стране все замедляется, а у нас все это увеличивается, не бывает так. Но тем не менее это развитие есть, в разные годы оно то больше, то меньше.

Валерий Падерин: К сожалению, сегодняшний момент имеет некоторые отличия, чем год назад, и связано с тем, что мы все чувствуем какие-то предвестники, есть напряженное ожидание негатива. И по своей работе я тоже вижу эти предвестники. Есть три момента, которые явно прослеживаются. Первое - это пошли обращения предпринимателей, которые взяли кредит, и сейчас меняются условия, которые становятся совершенно невыполнимыми, и люди попадают в очень тяжелую ситуацию. Второе – начались проблемы, связанные с тем, что банкротятся некоторые предприятия. И третье – буквально сегодня на прием приходили предприниматели, которые выиграли госконтракт, и начались проблемы, связанные с тем, мало того, что продукция завязана на курс валют и второе – не всегда заказчики могут исполнять обязательства. Вот эти негативные явления уже пошли, но я бы не хотел нагнетать обстановку, потому что есть и другая сторона. Забитая, как я помню, этот замечательный китайский иероглиф, что кризис и возможности одним иероглифом обозначаются. Но хотел бы сказать, что у нас действительно есть плюс в нашей стране, связанные с тем, что именно в тяжелые времена руководство страны начинает обращать внимание на то, что вообще-то бизнес - это тот механизм, который, наверное, нас вытащит из этого кризиса. И надо сказать, что мы сейчас реально видим, что не успел президент в послании федеральному собранию обозначить вопросы, связанные, например, с уменьшением нагрузки Контрольно-надзорной деятельности, уже пошли реальные совершенно решения о том, чтобы освободить некоторые виды предприятий от этой нагрузки вообще. Ну, то есть посыл от верховной власти идет о том, чтобы уменьшить нагрузку. По инерции те люди, которые получают деньги из бюджета, с удовольствием все еще давят бизнес, но уже есть понимание, что эта нагрузка снимется. Есть и другие моменты.

Андрей Ефремов: Понимание это выражается пока на уровне «надо бы» или уже в каких-то конкретных действиях, решениях?

Валерий Падерин: Уже явно. Есть схема, когда люди привыкли к одному типу деятельности и с ними иначе, как на их языке, невозможно. Поэтому те, кто умеет и любит проверять… Прокуратура начала на них их же методами воздействовать, чтобы эту ретивость приостановить.

Андрей Ефремов: Это уже какой-то плюс, полшажка есть… Чуть более подробно акцентируйте внимание. Вы сказали, что уже начались банкротства. Что, где, какая сфера?

Валерий Падерин: Пока речь идет о предвестниках. Есть и строительные фирмы, которые ощущают… То есть, есть сферы деятельности, которые в кризис всегда удерживаются, потому что всегда есть потребность в продукции. Мы понимаем, что речь идет о продуктах питания очень часто. Не всегда очевидно, но оказываются те, кто оказывают медицинские услуги, люди начинают думать о своем здоровье. И вот только что, иду со встречи с образовательным учреждением, оказывается люди в такие времена заботятся о будущем, об образовании своих детей, прежде всего. Есть несколько направлений, которые более-менее устойчиво себя чувствуют. А вот в остальных сферах, там начинается более серьезная конкуренция – кто эффективней работает.

Андрей Ефремов: Ну, это в менталитете не только правительства, но и русского человека: когда давят - мы поднимаемся.

Андрей Салдин: По роду моей деятельности мне доводиться общаться с большим количеством предприятий, поэтому я происходящие события вижу не столько в целом, сколько в частности, о каждом предприятии. И вот, на мой взгляд, нет такого понятия «Томский регион». Китайцы считают, что в 2006-м году состоялась глобализация. Я это наблюдаю каждый день, при общении с каждым предприятием. И предпринимательская деятельность, как деятельность, основанная на именно энергетике конкретного предпринимателя, на его азарте, показывает, что кризис – он, да, это возможность для развития. Для кого-то он освобождает рынки, и дает возможность занимать более обширные территории и более обширные позиции для сбыта своей продукции. Вместе с тем, я наблюдаю миграцию бизнеса, предприятий, предпринимателей и капитала туда, где можно больше продавать. Если мы говорим про Россию, это иммиграция в европейскую часть. И на мой взгляд, бизнес, его успех всегда связан с потребителем, с покупателем. И наиб проблемы испытывает бизнес, который завязан на регионального потребителя. С меньшими потерями выходят предприятия, которые имеют сбыт в других регионах, и с большим плюсом выходят предприятия, которые имеют сбыт в долларовой зоне. Затраты рублевые, а сбыт. Для меня знаковое предприятие, это Кондитерский дом «Восток», которое имеет производство в рублевой зоне, а сбыт в долларовой зоне. Поэтому говорить о том, что кризис привел к общему упадку – нет. Я наблюдаю перераспределение в сфере производства. Уходят прежде всего те, кто не может дать достаточно качество продукции и качество услуг. Вместе с тем усиливаются позиции тех предприятий, которые в хорошие годы свой успех вложили средства в укрепление своей базы, в укрепление качества своей продукции. Я это называю «кристаллизацией» рынка, происходит кристаллизация рынка.

Андрей Ефремов: Хорошо. Каковы прогнозы на текущий год в плане развитии или может быть выживания бизнеса. Здесь в том числе речь также идет о том, как будем поддерживать тех, кто в подержке нуждается?

Александр Глок: Сложно строить прогнозы. Понятно, что не только 2015-й, но и 2016-17-й годы будут достаточно сложными и напряженными для бизнеса. И здесь как раз уже говорили о том, что это хорошая возможность для того, чтобы посмотреть немножко со стороны на то, чем ты занимаешься, увидеть свои сильные, слабые стороны. Три года – мобилизоваться очень сильно, сделать так, чтобы три года прошли с какими-то минимальными потерями для бизнеса. Хотя сами предприниматели говорят, мы 1990-е пережили, а кризис как-нибудь переживем.

Андрей Ефремов: Однако по показателям нынешний год уже дает фору 1998-му…

Александр Глок: На самом деле, каждый год часть предприятий открывается, часть закрывается, это явление постоянное. Если мы посмотрим, то у нас есть статистика о том, что закрывается одно количество предприятий, открывается другое количество предприятий, это нормальный процесс. Это всегда так было - и в кризисные, и в хорошие сытые, как их там называют – двухтысячные, или нулевые годы. Если говорить о поддержке, то у нас с этого года начинает действовать новая программа, она рассчитана на шесть лет «Программа развития предпринимательства Томской области». И основной посыл этой программы, что денег будет меньше, прямых денег – субсидий, которые получают компании по договорам лизинга на закупку оборудования.

Андрей Ефремов: То есть финансовая поддержка сокращается?

Александр Глок: Финансовая поддержка сокращается. Я могу сказать на 2015 год заложено 4 вида поддержки. Это конкурс «Первый шаг», это модернизация производства, это субсидии по договору лизинга, и молодежный конкурс «Перспектива». Разные суммы по разным субсидиям: «Первый шаг» для начинающего или стартующего бизнеса, все остальные - на бизнес, который уже работает. Андрей Ефремов: Относительно прошлого года насколько сокращается?

Александр Глок: По количеству видов поддержки сократилась довольно существенно – порядка 3-3.5 раз. Это основной посыл - денег будет меньше и получить их будет сложнее. И основной акцент программы сделан на развитие предпринимателя как руководителя и собственника бизнеса, на содействие в установлении межрегиональных и международных связей. То есть о чем говорили сегодня: компании, которые ориентированы на международные рынки, они себя чувствуют гораздо устойчивее. И у нас, например, в нашей программе уже несколько лет Томская торгово-промышленная палата возит наших предпринимателей в деловые миссии. Очень многие считают, что это такие увлекательные, развлекательные поездки. На самом деле, это очень важная работа, чтобы помочь нашим предпринимателям выйти на международные рынки – туда, куда самостоятельно пробиться достаточно сложно. И это действительно происходит. Основной упор программы сделан на то, что, давая деньги в меньшем количестве, чем сейчас - давать те знания и возможности, чтобы эти компании не только этими деньгами, но и своими собственными распоряжались более грамотно. Потому что если ты миллионы рублей даешь, но если ты неграмотно ими распоряжаешься, то толку от этих денег не будет никакого.

Андрей Ефремов: То есть ставка упор и направление на качество?

Александр Глок: Да.

Андрей Ефремов: Хорошо. Валерий Анатольевич?

Валерий Падерин: Я бы хотел обратить внимание на ваши же слова, когда вы сравнивали ситуацию в 1990-е и сейчас. Так вот, сейчас - пожестче. И существенная разница вот в чем - тогда почти все начинали с одинаковых условий. Кому-то вдруг неожиданно надвижимость выпала в таком большом виде, но это тоже часто был не плюс, а еще дополнительные расходы. А сейчас ситуация такая, что те, кто этим занимается, они за предыдущие достаточно благоприятные годы накопили жирок небольшой. И есть база, с которой, вообще говоря, можно покатиться вниз, а можно подняться вверх. Это во-первых. А во-вторых, есть еще опыт, то есть тогда мы все в одинаковых условиях были, и особенно некому научиться было, и говорили хорошо бы не рыбу, а удочку продавать. Оказалось, хорошо живут те, кто удочки продает. При этом сейчас накопившиеся ресурсы позволяют немножко по-другому поступить. Мне кажется кроме тог, что Александр Леонидович сказал (Глок) сказал, при помощи ориентации ТПП, продажи товаров за рубеж. Но есть и возможности диверсифицировать бизнес и грамотное построение этой схемы - это серьезный способ достойно пережить эти трудные моменты.

Андрей Ефремов: Да, но кто пойдет на такую глобальную перемену?

Валерий Падерин: Мы говорим, о предпринимателях, которые 10-12% среди нас, которые не задумываются, как мы вот просчитываем сидим, они чувствуют это.

Андрей Ефремов: Они обязаны чувствовать это, причем хорошо.

Валерий Падерин: И они идут, то есть это другие люди. Александр Глок: На самом деле, это действительно так. У нас в прошлом году закончился очередной этап программы экспертного сопровождения, и там была одна компания которая занимается разработками в IT-сфере. И после того, как они прошли программу с нами в течение года, мы с удивлением увидели, что - то направление, на которое мы возлагали большие надежды, был анализ грамотно проведен, она абсолютно бесперспективное. Мы на него тратим много сил и средств, но отдачи не получаем. А то, на что не обращали внимание, даст основной приток денежных средств. Для нас это действительно было открытием. И мы не задумывались даже об этом. И они уже перестраивают свой бизнес. Это нормальное явление, бизнес достаточно быстро реагирует.

Андрей Ефремов: Понимаю. что прогнозы дело неблагодарное, но в продолжение темы – Андрей Петрович.

Андрей Салдин: Совершенно четко можем прогнозировать, что в марте начнется весна, а в июне лето. Значит в настоящее время то, что происходит в бизнес-сфере и в сфере предпринимательства, а пока мы не знаем, что происходит… Вот, упала цена на нефть, поднялся курс доллара, идет сокращение потребления, особенно в сфере товаров длительного потребления, в жилищной сфере, автомобили меньше покупают. Вопрос: хорошо это или плохо? Для предпринимателя так вопрос не стоит. Это ни хорошо. ни плохо, меняются условия. И в этих условиях выигрывает тот, кто быстрее понимает, что происходит, что надо предпринять. Соглашусь с предыдущими ораторами, что предприниматель - это редкое явление, он не просчитывает, а чувствует. Тем он и отличается от обычных людей, что обладает достаточной энергией, чтобы воплощать свои задумки. Вот эти предприниматели сейчас пытаются прочувствовать, а что происходит и что надо предпринять. И вместе с тем совершенно понятно, что на рынке будут выживать предприятия, которые будут давать достойное качество. При сокращении спроса происходит четкая ориентация на качественный спрос. То есть существенно усиливаются требования потребителя к качеству продукции товаров и услуг. Поэтому можно сказать, что те предприятия, которые приложат усилия, чтобы удержать потребителя, и по возможности захватить новые рынки, может быть, даже оставаясь «в нуле», или даже с небольшим убытком, они переживут то, что мы называем «кризисом». И на следующей волне потребительства, которая наступит ну, наверное, где-то году, может быть, в 2019-20-м. Да, мы же пережили колоссальную волну потребительства, когда у нас появлялись такие магазины, потом другие, потом «Метро».

Андрей Ефремов: Проголодавшийся народ, знаете ли…

Андрей Салдин: Сейчас, когда говорят кризис, а я в выходной день рядом с «Интерспаром», рядом с «Изумрудным городом» не могу припарковаться, возникает вопрос: А кризис, это что такое?

Андрей Ефремов: Знаете, здесь еще другой момент есть, жирок, он накоплен не только у предприятий, а и у людей, еще остался, слава богу.

Андрей Салдин: Да, и я продолжу по поводу прогнозов. В настоящее время рынок в отличие от 90-х стал существенно прозрачней, он персонифицирован. Люди, кто занимается бизнесом, они персонально знают всех своих контрагентов и участников этого процесса. И я это наблюдаю и это радует. Они держатся друг за друга, стараются соблюдать взятые на себя обязательства и стараются остаться в этой среде, и старадтся формировать эту среду - то что называется честный рынок, честное предпринимательство, исполнение своих обязательств. Андрей Ефремов: Господа, у меня складывается ощущение, что здесь собрались оптимистичные люди. Но мы же все-таки с вами понимаем, что количество бизнесменов и их бизнесов будет сокращаться. Вопрос - насколько? Андрей Салдин: Оно будет сокращаться на столько, чтобы произведенная продукция была потреблена. С рынка будут уходить предприниматели и предприятия, которые производят продукция, которая не потребляется. Это очень болезненное явление, с рынка уходят предприятия и предприниматели, которые не смогли произвести и эффективно использовать имеющиеся у них ресурсы, и услуги которых не потребляются.

Андрей Ефремов: Сколько у нас таких в Томской области?

Андрей Салдин: Я думаю, это невозможно посчитать. Никто не может сказать. Это внутри предприятия будут происходить структурные изменения, и на рынке в целом. Немного, я скажу, что немного.

Андрей Ефремов: То есть, в принципе, рынок плотный?

Александр Глок: Да, нет, конечно, не будет глобального закрытия, этот процесс перманентный – закрытие, открытие новых предприятий. И все программы нацелены на появление новых компаний, особенно учитывая то, что большую активность проявляет молодежь, и у нас есть целая программа по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность. Только за прошлый год открыто 300 новых предприятий - людьми в возрасте до 30 лет, имеется в виду компаний - не промышленных предприятий, а субъектов предпринимательской деятельности. Часть из них безусловно закроется, это нормальное явление. Но любой человек, который открыл бизнес, потом закрыл, у него что-то не получилось, раза 3-4, и если он после этого не опустит руки, то у него будет все хорошо. Если опустит, значит он не предприниматель на самом деле. Я думаю, что, на самом деле, если будет падение, то не больше 10% из того количества, которое есть на сегодняшний день. Но эти 10% могут быть перекрыты вновь открывающимися предприятиями. Здесь никто не может дать точных прогнозов.

Андрей Ефремов: Точно никто и не требует точно только господь-бог может знать, но это уже будет не прогноз… Скажите, вот достаточно много говорили о внешнем рынке, о том, что и у нас есть компании, которые на нем работают, у них все в шоколаде. А с внутренним рынком что будет, насколько томичи и простые жители область почувствуют?

Александр Глок: Помните, у нас была такая компания «Покупайте томское». На самом деле, я думаю, даже без объявления вот такой компании произойдет именно такое явление. Мне сложно представить, что мы проснемся в один прекрасный день, и у нас закрыты и больше не работают супер и гипермаркеты, и магазины шаговой доступности. Вот, говорят, что приходят сети, и магазины закрываются. Вы знаете, у меня в округе два открылось, где я живу, и ни один не закрылся. Поэтому все будет нормально с внутренним рынком. В конце концов люди же вот сейчас прошла вот эта горячка, когда народ кинулся скупать там автомобили, недвижимость, бытовую технику, все такое прочее. Они накупили все, вложили свои деньги. Это временное явление, то есть человек больше чем может потребить, все равно не потребит. Все устаканится, люди привыкнут к новым условиям. У нас доллар когда-то был 6 рублей, ну и что? Потом он стал 30.

Андрей Ефремов: Нет, просто, когда с больших федеральных постов почти каждый день приходится слышать, что россиянам придется затянуть пояса, это каждый день идет, то слегка ум за разум заходит. Почему, зачем?

Александр Глок: На самом деле это не самое плохое явление. Пересмотреть свои расходы, насколько деньги, которые у тебя есть, разумно или не разумно тратишь, это иногда очень полезная вещь бывает.

Андрей Ефремов: Валерий Анатольевич?

Валерий Падерин: Действительно, нас заставляют более рационально относиться к покупкам. Отдельно звучало про жирок предприятий и физических лиц. Я хочу вас уверить, люди разумные они не спустили все. И вот сейчас порядка 90 млрд рублей, это та часть, которая будет той подушкой. Я хочу сказать, что нельзя разделять людей и предприятия, потому что за счет этих денег и будет поддерживаться малый бизнес, и это позволит за счет вот эти резкие скачки внешних всяких разных условий нивелировать. И я думаю, что у нас есть достаточно серьезные основания считать, что потрясений серьезных не будет. Это даст людям возможность людям адаптироваться к существующим условиям и более рационально себя вести.

Андрей Ефремов: Андрей Петрович, ваше мнение по внутреннему рынку?

Андрей Салдин: Я все-таки скажу, что с 2006 года нет такого понятия внешние и внутренние рынки. У нас сейчас перестали самолеты летать из Томска. Но, казалось бы, такой продукт как отдых. У нас нет понятия внутренний рынок или внешний, человек сам определяется куда он полетит отдыхать - в Сочи или в Ялту, или в Испанию.

Андрей Ефремов: Вы знаете когда в Испанию стоимость начинает возрастать в три раза, а в Сочи кажется тебе не такой большой, то конечно в Сочи.

Андрей Салдин: Естественно при таком скачке курса валюты существенно повышаются возможности предпринимателей, которые реализуют свою продукцию за рубли. Существенно. Другой вопрос - ведь те, кто предоставляют услуги за валюту, они достаточно быстро реагируют, и они сдерживают цену пока. Поэтому, я думаю, что естественно будет спад в сфере потребления товаров длительного пользования, в сфере потребления недвижимости, автомобилей, холодильников, телевизоров. В сфере потребления продуктов питания скорее всего спада не будет. И явление, оно настолько естественное и понятное. Скорее всего, будет укрепление услуг в сфере здравоохранения и образования. Каких-то колоссальных потрясений, сопоставимых с концом 1980-х, когда были талоны, я с большой уверенностью могу сказать, что не будет. Самое главное, что страна и население страны научилась делать с 1992-го года – тому, что называется самозанятость. То есть население научилось само себя прокармливать и если окажется, что какого –то продукта не хватает, наше законодательство позволяет активным гражданам сформироваться, и представить на рынок тот продукт, которого жаждет население.

Андрей Ефремов: Затронута интересная тема была, по поводу туризма. Мне кажется переориентация в 2015-м будет все-таки на внутренний туризм. Интересно, у нас есть проекты на внутренний туризм – ведется какая-то работа?

Александр Глок: К нам еще не обращались, но я знаю, что идет работа, в том числе со стороны региональной власти. Как раз вот, я знаю, несколько рабочих встреч было и конференций по вопросам развития внутреннего туризма. Не надо делать на него на самом деле такую ставку, что вот мы сейчас начнем развивать внутренний туризм, как хлынут к нам гости из-за рубежа и все мы здесь озолотимся.

Андрей Ефремов: Туры предлагают на Васюганское болото за 18 тысяч рублей.

Александр Глок: Ну нормально, надо по-другому сделать: 18 туда, и 52, чтобы назад тебя привезли. Это как раз одна из возможностей, которые сегодня не используются. Чем больше будет таких возможностей, которые будут использованы, но которыми можно пользоваться, тем, на самом деле, лучше и комфортнее будет жизнь. А то, что касается в целом внутреннего туризма, могу сказать, что на этой неделе смотрел цены за границей в любимом мною месте, и могу сказать, что они в рублевом эквиваленте выросли всего на 10%. Несмотря на то, что доллар и евро скакнули больше.

Андрей Ефремов: Более того, вероятно они в скором времени начнут падать, так как доля российских туристов на международном рынке очень немала. Программа подошла к концу. Всем желаю комфортной среды и возможностей безболезненно платить за нее.

↑ Наверх