Версия для слабовидящих
Главная СМИ о нас О взаимодействии томского бизнес-омбудсмена с юридическими компаниями

О взаимодействии томского бизнес-омбудсмена с юридическими компаниями

Опубликовано:

29 01 2015

Красное знамя

ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА

Расхожее выражение, чтобы «жизнь медом не казалась», прежде всего, касается наших фермеров, мелких и средних предпринимателей, силы и средства которых часто тратятся не на развитие своего дела, а на защиту от государственной бюрократической машины. У нас огромная армия контролеров. Эти люди получают деньги из бюджета, который пополняют и предприниматели. Они, конечно, необходимое звено и призваны наводить порядок, работать для самых благих целей. Психологически же они ощущают себя бойцами с потенциальными нарушителями. И что на деле? Иногда после нескольких проверок бизнес разрушается.

Когда критическая масса дошла до ситуации «так дальше жить нельзя», вспомнили международную практику омбудсменов. Летом 2012 года в России появился первый Уполномоченный по защите прав предпринимателей – Борис Титов. Затем региональные бизнес-омбудсмены повсеместно стали назначаться в краях и областях Российской Федерации. Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области как самостоятельный государственный орган с правами юридического лица создан 7 августа 2014 года. Возглавил его Валерий ПАДЕРИН.

- Наша главная задача – заниматься конкретными проблемами деловых людей, которые вынуждены ходить по инстанциям, часто безуспешно пытаясь получить положенное им по закону, - поясняет Валерий Анатольевич. - К сожалению, традиции бюрократии у нас еще сильны. Вынужденным просителям вежливо (хотя и не всегда) отвечают, ссылаясь на такое-то постановление, закон, распоряжение, инструктивное письмо, что вас, мол, и близко нельзя сюда подпускать.

Конечно, есть предприниматели, которые готовы бороться, не опускают руки при появлении первых трудностей. Но это, на мой взгляд, неправильно, нельзя превращать всю жизнь в непрерывный подвиг. Поэтому наша задача - сделать действующую систему более совершенной. Надо, чтобы предприниматели знали: ты не один на один с этой махиной, которая так обставит тебя барьерами и препятствиями, что ты вовек их не преодолеешь. Должны быть люди, которые возьмут тебя, условно говоря, за руку, и благополучно переведут через это «минное поле бюрократии», доведут туда, куда нужно.

Работаем мы недавно, но наш первый опыт, как и коллег из других регионов, показывает, что до 80 процентов работы связано с конкретными жалобами. К нам обращаются люди с совершенно конкретными проблемами. Эти проблемы я бы разделил на категории. С личными проблемами проще, решил - и все заботы. Но есть общие проблемы, касающиеся многих, порой и целой отрасли. А есть и такие, от решения которых зависит судьба всего предпринимательства.

С 1 января 2015 года вступили или вступят в силу несколько федеральных законов, которые существенно осложнят ведение предпринимательства. Например, закон, который кардинально меняет порядок использования зарубежной рабочей силы – мигрантов. Ясно, что Государственная Дума РФ принимала этот закон исходя из ситуации, которая видна за окном невооруженным взглядом. Москва переполнена гостями с юга, которые приехали в столицу зарабатывать деньги. Правильно, будьте добры, изучить русский язык, историю страны и основы законодательства, коли вы приехали в Россию на длительный срок. В этом решении есть своя логика и сермяжная правда. Однако депутаты не подумали, а чем обернется этот закон для сибирских регионов? В Томской области по межправительственному соглашению осуществляется крупный проект в лесной отрасли. Настроить и запустить технологическое оборудование могут только китайские специалисты. Фирма поставила оборудование, его необходимо смонтировать в короткие сроки. Так что же теперь, вместо пусконаладочных работ специалисты, прибывшие в Россию на короткий срок и с целевой задачей, засядут изучать русский язык, историю и законодательство? И сколько времени на это потребуется?

Возьмем проблему, затрагивающую абсолютно всех предпринимателей в связи с изменением налога на недвижимое имущество. В ноябре 2014 года Законодательная Дума Томской области приняла новый закон, объявив новые правила игры, поскольку Федеральный закон позволяет вносить такие изменения на местах в основные параметры. Нововведение затронуло интересы большого количества предприятий. И не только собственников недвижимости, но и тех, кто снимает помещения в аренду.

Мы обстоятельно и довольно широко обсудили основные параметры этого закона с предпринимательским сообществом. В принципе это нормально, когда идет противоборство двух сторон. Одна борется за то, чтобы начислений было больше, другая - чтобы их размеры сохранялись в разумных пределах. Это как с подоходным налогом. Можно попытаться собирать и до 50 процентов, но ничего доброго из этой затеи не выйдет. Первоначальный вариант закона предполагал ввести максимальную ставку и собирать плату со всех, у кого площадь превышает 50 кв. метров. В результате нашего обсуждения с предпринимательским сообществом удалось убедить депутатов, что необходимо снизить ставку и начислять налог только на тех собственников, у кого площадь помещений превышает 1000 кв. метров. Разумное и взвешенное решение.

Мы получаем много обращений по земельным участкам, главным образом, по городу. Предпринимательница в течение полугода не могла получить разрешение на строительство. Требования были правильными, но достаточно формальными: название объекта не соответствовало тому, что ей было разрешено, фасад отличался от указанного в проекте. Вникнув глубже в ситуацию, мы дважды собирались на обсуждение вместе с руководством департамента архитектуры и строительства администрации Томска. Оказалось, что несоответствия проекту легко устранимы. Через три недели она получила разрешение на строительство, которого так долго и безуспешно добивалась.

Сегодня институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей, как федерального, так и регионального уровней, становится частью реальной работы над созданием более благоприятных условий для работы и развития бизнеса. Одна из главных наших целей – содействие развитию экономики через тесное взаимодействие с бизнесом, правовое просвещение предпринимателей, участие в формировании новых законопроектов.

Основная форма работы аппарата Уполномоченного в Томской области – личный прием предпринимателей и рассмотрение их обращений. В процессе работы с представителями бизнеса юристы помогают собирать материалы по факту нарушения их прав, оказывают предпринимателям содействие в сопровождении дел в судах, а также с их письменного согласия участвуют в выездных проверках. По итогам этой работы выявляем системные проблемы, готовим предложения по совершенствованию законодательства и других нормативных правовых актов. В настоящее время активно формируются необходимые для работы общественные институты – общественный и экспертный советы, общественная приемная. Определяются представители из предпринимательского сообщества в районах области, где в нынешнем году также будут открыты общественные приемные. И, конечно, мы активизируем работу с юристами pro bono, которые взаимодействуют с уполномоченным на общественных началах.

Мы начинаем сотрудничество с ООО «Комплексный аутсорсинг», фирмой, которая давно и успешно оказывает самые актуальные услуги предпринимателям области. Думаю, что эти взаимоотношения будут полезны. Все обращения к нам, будь то жалобы владельцев маршрутных автобусов или магазинов в сельской местности, так или иначе связаны с законодательством. При их решении нередко требуется быть большим и универсальным специалистом, потому что речь идет о юридических тонкостях, о законных интересах предпринимателей, которые нарушаются или могут быть нарушены. Невозможно быть своего рода «мультиюристом», чтобы досконально разбираться в законах, касающихся медицины, строительства, рекламы. Поэтому по опыту федерального уполномоченного и других регионов мы все более активно привлекаем высококвалифицированных юристов в качестве экспертов на бесплатной основе, в том числе из компании «Комплексный аутсорсинг».

Директор ООО «Комплексный аутсорсинг» Сергей ШМАКОВ также надеется, что сотрудничество с государственной структурой будет взаимно полезным. Компания имеет богатый опыт оказания правовой помощи именно индивидуальным предпринимателям и владельцам крупных компаний, но основная деятельность – обслуживание коммерческих организаций по аутсорсингу.

ООО «Комплекс А» создано в 2011 году для поддержки бизнес-процессов ряда производственных, строительных и торговых компаний Западно-Сибирского региона. Общество специализируется на следующих видах деятельности: юридические услуги; бухгалтерская и налоговая отчетность; подготовка и участие в процессе электронных торгов; обеспечение информационной безопасности бизнес-процессов.

По словам Сергея Шмакова, в российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учета, обеспечение функционирования офиса, переводческие и транспортные услуги, поддержка работы компьютерной сети и информационной структуры, рекламные услуги, обеспечение безопасности.

- Решение задач по этим направлениям дает возможность специалистам нашей компании выделить основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели. Это административное давление, монополизация рынков и низкая доступность ресурсов, необходимых для развития бизнеса, в том чисел кадровых, материальных, технологических, финансовых и энергетических, - рассказывает Сергей Юрьевич. - А одним из основных направлений по преодолению названных системных проблем, препятствующих развитию бизнеса, как раз и может стать взаимодействие государственных и частных институтов, работающих в сфере содействия бизнес-процессам. И мы готовы поделиться своим опытом.

Из числа высококлассных юристов будет сформирован Экспертный совет при Уполномоченном по защите прав предпринимателей, участники которого будут помогать совместно разобраться в каждом конкретном случае в юридических тонкостях применения закона. И юристы «Комплексного аутсорсинга» также станут его участниками. Такая совместная работа позволит улучшить работу Уполномоченного по конкретным жалобам предпринимателей путем привлечения к разрешению конфликтов юристов-профессионалов из этой компании, которые имеют богатый опыт взаимодействия с бизнес-сообществом. В целом сотрудничество с юридическими компаниями на условиях pro bono (оказание правовой помощи на общественных началах) – один из первых и самых важных элементов в системе работы института Уполномоченных во всех регионах России.

От редакции. Надеемся, что цикл статей об актуальных проблемах предпринимательства, которые будут ежемесячно выходить на страницах газеты «Красное знамя», позволят более подробно их осветить и наметить пути решения. Приглашаем все заинтересованные стороны к дискуссии. Трудные времена приходят и уходят, а бизнес остается. И общими усилиями может стать процветающим.

Владимир ФЕДОРОВ.

↑ Наверх